Совет 1: Как вырастить хорошую рассаду томатов

Выращивание томатов в средней полосе Российской Федерации возможно только с помощью рассады. Уже с началом весны дачники ждут первые всходы в домашних контейнерах. Чтобы сеянцы выросли здоровыми и дали большой урожай, важно правильно за ними ухаживать. Основные этапы размножения помидоров: проращивание семян, посев, пикировки и закаливание.
Вам понадобится
  • - Семена;
  • - марля и салфетки;
  • - вода;
  • - грунт (торф, песок, перегной, зола или садовая земля);
  • - термометр;
  • - лампы мощностью 25 Ватт;
  • - марганцовка;
  • - полиэтилен;
  • - рассадочные контейнеры;
  • - горшки по числу сеянцев.
Инструкция
1
Рассчитайте подходящее время для посева томатов. Между посадочными работами и высадкой растений в теплицу, парник или открытый грунт должно пройти около двух месяцев. Первым важным этапом подготовки помидорной рассады станет подбор качественных семян. Подготовьте их заранее сами из сочных сортовых томатов или же приобретите у знакомого растениевода.
2
Положите посевной материал на влажную марлю, накройте тонкой пористой салфеткой и поместите в теплое место (температура от 25 до 30 градусов) для проращивания. Не экономьте на семечках, лучше потом отбраковать все слабые ростки.
3
Почву для помидорной рассады рекомендуется заготовить еще осенью. Смешайте в ведре торф (60%), перегной (30%), песок (10%) и немного золы. Если вы используете простую садовую землю, перед применением ее следует обеззаразить от вредителей: прокалить в духовке или подержать на морозе. Можно полить грунт слабым раствором перманганата калия.
4
Посадочные работы производите только в земле комнатной температуры, в специальных рассадочных контейнерах из пластика или деревянных ящиках.
5
Полейте грунт и дайте ему немного просохнуть сверху, чтобы обеспечить росткам доступ воздуха. Осторожно перенесите в контейнеры проклюнувшиеся семена и присыпьте их слоем земли примерно в 1,5 см. Накройте посевы полиэтиленовой пленкой и поместите их в теплое место.
6
Следите за первыми ростками томатов. Важно обеспечить им достаточное освещение, иначе все силы сеянца пойдут на рост стебля. Рекомендуется расставить контейнеры на солнечном подоконнике или рядом с энергосберегающими лампами мощностью в 25 Ватт. Дополнительная подсветка поможет довести продолжительность освещения до оптимальной - 14 часов в сутки.
7
Когда на сеянцах вырастут по 2-3 настоящих листка, сделайте первую пикировку помидорной рассады. Это можно будет выполнить через 5-10 дней после первых всходов в зависимости от качества сорта и условий содержания ростков. Отбракуйте все слаборазвитые сеянцы и пересадите здоровые томаты в отдельные горшки. Заглубите их до уровня семядольных листьев. Не забывайте отщипывать концы каждого корешка, тогда рассада будет крепче.
8
В первые три дня после пикировки понизьте уровень освещения и спрячьте горшки от прямых солнечных лучей. Когда саженцы окрепнут, поместите их в привычные условия.
9
С помощью последующих пикировок томатов (каждый раз - в свежий грунт!) можно сделать растения более устойчивыми к неблагоприятным условиям. Каждая пересадка немного задерживает рост рассады. Так можно затормозить ее чрезмерное вытягивание во время запоздалых заморозков. Когда молодые помидоры станут высотой около 25-30 см, они будут готовы к высаживанию на «постоянное место жительства».

Совет 2: Как правильно вырастить здоровую рассаду

С приходом весны огородники и дачники начинают сажать перец, помидоры, капусту, огурцы и другие культурные растения. Но не всегда удается получить здоровую и качественную рассаду. Поэтому так важно соблюдать правила выращивания рассады в домашних условиях, а также избегать распространенных ошибок.

Подбор емкости

Выбор емкости зависит от того, собираетесь ли вы пикировать в дальнейшем рассаду. Массовая посадка семечек в общую емкость – быстрый и довольно простой способ проращивания сеянцев. После появления второй пары листьев саженцы нужно пикировать в отдельные горшочки.

Если же вы не желаете заниматься пикированием рассады, тогда рекомендуется сажать по два семечка в отдельные емкости (готовые рассадные горшочки, кассеты или любые подручные средства с проделанными в дне отверстиями). Наиболее удобны в применении горшочки из прессованной рисовой муки или торфа, в них растения пересаживают в грунт (в дальнейшем горшки разлагаются в земле). Огурцы, баклажаны и кабачки лучше сеять сразу в отдельные емкости, так как корневая система этих растений довольно чувствительна при пересадке к повреждениям.

Почва для рассады

Для выращивания рассады следует использовать специальную почвенную смесь, состоящую из трех частей перегноя, четырех частей песка и трех частей садовой земли. Просейте все ингредиенты через мелкое сито, затем продезинфицируйте в микроволновой печи, духовке или на пару. Улучшить качество грунта можно с помощью перлита или вермикулита, которые насыщают почву воздухом, поддерживают водопроницаемость, снижают вероятность падения ростков. Наполните контейнеры или горшки подготовленным субстратом, внутри грунта не должно оставаться пустот.

Освещение и температура

Освещение – это важное условие всхожести семян, получения крепкой рассады. Если освещения будет недостаточно, то ростки будут слабыми, бледными и вытянутыми. Сеянцы должны получать ежедневно по 14-16 часов яркого света. Поэтому рекомендуется использовать лампы дневного света. Регулярно переворачивайте контейнеры, чтобы рассада получала равномерное освещение. Проращивание семян должно происходить при температуре 22-25 градусов. Содержать рассаду следует при 15-19 градусах. Более низкие температуры замедляют процесс роста растений, но рассада при этом получится более выносливая, сильная и закаленная.

Полив рассады

Почвенная смесь не должна пересыхать. Нельзя также допускать застоя воды. Всегда поддерживайте грунт во влажном состоянии, опрыскивание ростков и полив производите из пульверизатора. Подросшую рассаду нужно поливать отстоявшейся водой комнатной температуры из лейки. Взрослые сеянцы можно поливать через поддон, это стимулирует развитие разветвленной и сильной корневой системы.

Подкормки

После того как молодые ростки выпустят второй комплект листочков, приходит время для регулярных подкормок. Для этого можно использовать жидкие или гранулированные минеральные удобрения. Будьте внимательны, излишки удобрений могут сказаться на качестве рассады, она получится тощей и вытянутой.

Совет 3: Бывает ли рассада у картофеля

Картофель – универсальный овощ. Из него можно приготовить большое количество блюд, его можно тушить, жарить, варить, запекать. Эта неприхотливая культура растет в любом климате, на любых почвах.
Вам понадобится
  • -клубни картофеля;
  • -тара;
  • -почва под рассаду.
Инструкция
1
В России картофель выращивают давненько, более 300 лет. За это время испробованы многие агротехнические методы, но его размножение остается неизменным. Почти всегда картофель размножается вегетативно, то есть посадочным материалом служат клубни. Размножить редкий сорт, если посадочного материала мало, или получить ранний урожай можно с помощью рассады, которую получают, прорастив картофель или посеяв семена.
2
Давно известный способ – черенкование. В марте прорастите клубни в тепле, для усиления роста используйте стимуляторы. Хорошее природное средство – сок алоэ − 1 ч. ложка на литр воды. Как только оживут глазки, уложите семенной материал в ящички, засыпьте пропаренными опилками и обильно увлажните. Когда проклюнутся ростки, поставьте ящик на свет.
3
В стадии двух листочков проведите черенкование. Под рассаду приготовьте стаканы 200 мл, заполните их огородной землей, удобренной перегноем. От картофелины осторожно отломите ростки (оставьте один), не повредив корневую мочку. Маточный клубень верните на место, а отростки высадите в стаканчик. Через неделю саженцы подкормите слабым раствором азофоски. В мае высадите растения в огород, на низкие гребни.
4
Со временем культура вырождается, в клубнях накапливаются вирусные, грибковые, бактериальные болезни. Улучшить сортовые качества можно, вырастив посадочный материал из семян, полученных из ягод. Дело это хлопотное. Корневая система у картофельной рассады развивается медленно, ей требуется рыхлая, легкая почва. Сеянцы нежные и хрупкие, пересаживать их надо осторожно. Прежде надо собрать посадочный материал из картофельных ягод, которые надо сложить в холщевые мешочки и повесить. Когда ягоды станут мягкими, выдавите из них семена, промойте их и просушите.
5
Сейте на рассаду в марте−апреле, семена замочите в воде и высейте ровными рядками в ящики с землей, сверху присыпьте песком, слегка его утрамбовав. Поставьте тару в теплое место, через две недели взойдут сеянцы. Когда появятся два листочка, распикируйте рассаду в пластиковые стаканчики. Регулярно ее поливайте, подкармливайте аммиачной селитрой. Когда минует угроза заморозков, высадите сеянцы в открытый грунт.
6
Последующий уход −рыхление почвы, поливы, прополки. В первый год из сеянцев получатся мини-клубни, весом от 10 до 50 гр. С одного саженца можно получить до 1 кг клубней. Из этого материала на следующий год можно получить превосходный урожай обновленного здорового семенного материала.
Видео по теме
Обратите внимание
Выращивая картофель рассадой, можно получить ранний и богатый урожай, при этом потратив минимум посадочного материала.
Совет полезен?
Выращивая рассаду из семян, держите землю в увлажненом состоянии до появления всходов.
Источники:
  • Выращивание рассады картофеля

Совет 4: Какие семена томатов хорошие для Сибири

Томат – необычайно удачное сочетание вкуса, питательности и красоты. Томат красиво выглядит, у него нет ни шипов, ни скорлупы. Не зря немцы называют его «райское яблоко». Но прежде чем помидор попадет на стол, его надо вырастить, что особенно непросто для сибирских регионов.
Инструкция
1
По срокам созревания томаты делятся на раннеспелые, среднеранние, среднеспелые и позднеспелые томаты. У раннеспелых сортов вегетационный период от всходов до созревания составляет от 85 до 100 дней. Плоды среднеранних сортов достигают зрелости примерно через 110 дней от всходов. У среднеспелых и позднеспелых сортов срок созревания колеблется от 115 до 120 дней. Приведенные сроки примерные, они зависят от способов выращивания и погодных условий. В условиях короткого сибирского лета лучше отдать предпочтение раннеспелым и среднеранним сортам.
2
Также существует градация сортов томатов по типу роста. Томаты с неограниченным ростом называют «индетерминантные». Такие сорта могут расти непрерывно, наиболее высокие урожаи получают именно от этих томатов. Томаты с ограниченной точкой роста называют «детерминантные». Сорта этого типа роста отличаются более низким стеблем, медленным ростом и густо расположенными листьями и соцветиями. Для Сибири наиболее оптимальны детерминантные сорта.
3
Томаты подразделяются на сортовые и гибридные. Сортовые томаты уступают гибридным томатам в урожайности и отличаются меньшей устойчивостью к неблагоприятным условиям. Но гибриды теряют свои признаки во втором поколении, а сортовые томаты свои признаки сохраняют несколько поколений. Поэтому любой огородник может размножать сортовые томаты самостоятельно. Также гибридные томаты уступают по вкусовым качествам сортовым.
4
При выборе сорта томатов для Сибири нужно учитывать погодные условия и условия выращивания. Лето в Сибири короткое, но жаркое. Выращивать томаты в условиях Сибири лучше в защищенном грунте, урожай будет выше, но опытные огородники получают хорошие урожаи и в открытом грунте. Также нужно определиться – какой урожай требуется получить: для использования в салатах или консервирования.
5
Для получения ранней продукции нужно выбирать раннеспелые детерминантые сорта. К таким относятся: «Джина», «Белый налив 241», «Грунтовый грибовский», «Дубок», «Земляк», «Майский ранний». Эти помидоры отличаются быстрым сроком созревания плодов. Размеры кустов достаточно компактные, некоторые сорта не требуют пасынкования и подвязки.
6
Из раннеспелых гибридов в сибирских условиях хорошо зарекомендовали себя «Фиеста F1», «Оля F1», «Булат F1», «Верлиока F1». Эти гибриды относятся к раннеспелым томатам, плодоношение наступает через 95 дней после появления всходов. Даже в неблагоприятных климатических условиях эти гибриды дают высокий урожай и устойчивы к заболеваниям. Плоды гибридов пригодны не только для приготовления салатов, но и для консервирования.

Совет 5: Как вырастить и заготовить шалфей лекарственный

Шалфей лекарственный - растение уникальное. Его используют в кулинарии, в народной медицине, при изготовлении лекарственных средств, в ароматерапии, в косметике. Он своими красивыми декоративными листьями и душистыми крупными соцветиями украсит любой уголок сада.

Шалфей лекарственный - многолетний небольшой полукустарник, имеющий высоту 45-70 см. Растение размножается семенами, черенками и делением куста. Можно выращивать шалфей в однолетней культуре.

Как посеять семена?

Место для посева лучше выбрать хорошо освещенное, с гумусовыми почвами. Важно, чтобы почва была не кислая, без переувлажнения.

Семена высевают ранней весной с глубиной заделки около 2 см. Всходы появляются спустя 12-15 дней. На 1м2 требуется 1 г семян.

Когда сеянцы подрастут, проводят отсортировку ослабленных растений. Одновременно пикируют и рассаживают их на участке с расстоянием  25-30х50-70 см.

Как ухаживать за шалфеем лекарственным?

Шалфей неприхотлив и не требует особенного ухода. Как и любое культурное растение, он нуждается в поливах, если стоит сухая погода, удалении сорных конкурентов с "площади проживания", рыхлении почвы. Весной или осенью можно вносить калийно-фосфорные удобрения. Но не переусердствуйте: лишняя химия совершенно не нужна в лекарственном сырье. Используйте перегной, компост из огородной кучи.

Перезимовавшие кустики шалфея до начала весеннего отрастания обрезают на высоте 10-15 см от земли и рыхлят почву. Такая обрезка способствует лучшей кустистости шалфея.

Когда и как заготавливают лекарственное сырье?

В первый год посадки срезку проводят один раз, в августе-сентябре. В дальнейшем срезают листья несколько раз за сезон. Начинают с момента выдвижения цветочных стрелок и заканчивают в сентябре, чтобы растение обросло листьями и подготовилось к зимовке.

Самыми целебными будут растения трехлетнего возраста. К этому возрасту шалфей накапливает больше всего  лечебных веществ. Самыми ценными будут листья, срезанные с верхних ярусов кустиков. В листьях, расположенных в нижнем и среднем ярусе, менее всего эфирного масла.

Срезанные листья шалфея компонуют в небольшие пучки и подвешивают в тени под укрытиями, на чердаках. При использовании сушильных шкафов, температуру сушки травы нельзя повышать свыше 35оС, иначе качество заготовляемого сырья резко снижается. Высушенный шалфей сохраняет свою целебность в течение двух лет.

Совет 6: Как вырастить хорошие томаты

Сочные, спелые и вкусные помидоры - желанные гости на любом столе. Томаты отличного качества можно без особого труда вырастить на своем участке.

Наряду с огурцами, томаты являются самым популярным овощем и выращивают их практически все огородники, как опытные, так и начинающие. Но не всегда остаются довольны урожаем, так как этот овощ (на самом деле ягода) бывает капризен. Поэтому важно знать некоторые секреты выращивания томатов.

Подготовка к высадке рассады

Томаты очень тепло- и светолюбивы, поэтому грядки и теплицы для них должны располагаться на самом солнечном участке. Почва предпочтительней рыхлая и воздушная, с pH 5-6. Перед высадкой рассады почву нужно пролить теплым раствором марганцовки (1 г на 10 л воды). На 1 кв.м потребуется 5-6 литров раствора.

Для хорошего урожая томатов необходимо обеспечить им тепло (минимум +18 градусов). Так что если климат вашего региона более суровый, то помидоры лучше выращивать в теплице или парнике. Либо использовать для посадки морозоустойчивые сорта, они легко переносят понижение температуры до +10 градусов.

Избегайте кучности посадки, это может послужить причиной болезни кустов и снижения урожая. Каждому кустику должно вдоволь хватать места.

Полив

Некоторые огородники считают, что чем больше польешь, тем лучше для растения. Но в случае с томатами это не так. Им требуется умеренный полив, лучше всего чистой теплой водой, особенно в прохладную погоду. Поливать следует под корень, направляя струю воды между рядками. Переувлажнение приводит к тому, что плоды трескаются, а корни подгнивают.

Удобрение

Лучшее удобрение для томатов - это их прошлогодняя ботва. Поэтому осенью необходимо её измельчить и заделать туда, где планируется выращивание помидоров в следующем году. Также можно посыпать под кусты перегной, смешанный с золой, и укрыть непрозрачным материалом.

Защита от вредителей

При цветении томаты нужно опрыскать раствором борной кислоты (1 ч.л на ведро воды). Проводить процедуру следует в сухую и облачную погоду, чтобы не было ожога на листьях. Опрыскивание поможет сохранить бутоны и защитит растения от вредителей. 

Совет 7: Как часто поливать рассаду помидоров и огурцов на подоконнике

Грамотный полив рассады - залог хорошего роста и отличного иммунитета растений, поэтому очень важно знать, как часто нужно поливать те или иные культуры. К примеру, огурцы и томаты не переносят залива почвы, в то же время и длительное отсутствие полива обрекает их на гибель.

Однозначного ответа на вопрос, как часто поливать огурцы и помидоры на подоконнике, - нет, так как частота полива и его объем зависит от нескольких факторов:

  • сорта культур;
  • возраста растений;
  • влажности воздуха;
  • температуры;
  • освещения.

Однако выделить некоторые правила полива томатов и огурцов можно.

  1. Посадку семян необходимо производить во влажную почву, после посадки емкость нужно закрыть пленкой, чтобы предотвратить испарение влаги. До появления первых ростков полив лучше не осуществлять. После прорастания семян пленку можно убрать.
  2. Появившиеся росточки поливать нужно очень осторожно, причем метод полива можно выбрать по своему усмотрению. К примеру, если вы посадили семена в широкую и неглубокую емкость, то в этом случае можно пользоваться пульверизатором и им опрыскивать почву. Если же использовались узкие и глубокие горшочки, то в этом случае поливать ростки лучше под корешок, используя для полива, к примеру, ложку или шприц. Вообще, первый полив можно осуществить при проклевывании семян, следующий полив - через 5-7 дней (этого времени растениям будет достаточно для формирования корневой системы).
  3. Теперь что касается объема полива. Рассада огурцов и томатов не переносит переувлажнения почвы, застоя влаги, и те и другие культуры весьма подвержены такому заболеванию, как "черная ножка". Помните, молодым сеянцам, возраст которых до 20 дней, достаточно получать по столовой ложке воды в день под корешок, взрослые саженцы нуждаются в более объемном поливе, поэтому количество воды нужно увеличить. Губительно для этих культур и пересыхание грунта. Если на поверхности почвы образовывается корочка - это первый признак того, что требуется полив. Нельзя допускать, чтобы листья томатов и огурцов опускались.
  4. Для полива растений лучше использовать талую воду, если нет возможности поливать рассаду именно такой водой, можете использовать и водопроводную, но исключительно отстоянную не менее двух-трех суток. Некоторые огородники предпочитают поливать саженцы бутилированной минеральной водой, по отзывам, огурцы и помидоры меньше болеют, довольно быстро растут, поэтому можете присмотреться к этому варианту.
  5. Что касается времени полива, то идеальный вариант - с 8 до 10 часов утра. Не стоит поливать саженцы вечерами, так как в это время освещение минимальное, растения хуже впитывают влагу, это может привести к застою воды, а соответственно, к подгниванию корней в дальнейшем. 

Совет 8: Какие сорта томатов подходят для выращивания на Урале

Уральское лето часто бывает довольно коротким и прохладным, поэтому некоторые теплолюбивые томаты просто не успевают созреть. Для Урала нужно выбирать сорта, приспособленные к такому климату.

Современные достижения в области селекции позволяют выращивать достаточно теплолюбивые помидоры в прохладном Уральском климате. Чтобы получить хороший урожай, для начала нужно выбрать томаты правильных сортов.

Сибирский скороспелый. Очень популярный сорт, выращиваемый на Урале и в Сибири. Данный сорт можно выращивать в открытом грунте, так как он устойчив к низким температурам. Плоды средней величины, аккуратной круглой формы. Сорт даёт отличную урожайность - до 3,5-4 кг с куста.

Бычье сердце. Помидоры этого сорта крупные, мясистые и обладают отличным вкусом. Его с успехом выращивают на Урале, собирая урожай до 5 кг с одного куста. Кусты  достаточно высокие, до 170 см. При выращивании в парнике или теплице сорт даст урожай порядка 8-10 кг.

Урал F1. Этот сорт выведен специально для выращивания в Уральском климате. Поэтому он довольно неприхотлив и дает урожай до 7-8 кг с куста при выращивании под пленкой. Также может расти в открытом грунте.

Крайний север. Сорт низкорослый, кусты высотой около полуметра. Плоды красные, круглые и небольшие, вызревают рано (примерно через 100 дней после посадки).

Гаврош. Один из самых ранних сортов, урожай можно собирать уже на 80-85 день. Низкорослый куст с небольшими помидорами, урожайность примерно 1,5 кг.

Также доверие огородников Урала заслужили следующие сорта томатов: Невский, Альфа, Интуиция F1, Ниагара F1, Хурма.

Полезный совет
Чтобы вырастить хорошую рассаду томатов, время от времени закаливайте сеянцы. Выносите контейнер в светлое, но прохладное место: днем до +16-18, ночью до +8 градусов. Так же, как и пикировки, «холодные дни» помогают регулировать рост растений.
Выращивание рассады
Связанная статья
Выращивание рассады
Источники:
  • Выращивание рассады томатов
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500