Совет 1: Как списать расходы на лицензию

Бухгалтерский учет лицензий и связанных с ними расходов зачастую вызывает массу вопросов. На самом деле есть лишь некоторые особенности в списании стоимости лицензии и сопутствующих затрат.
Инструкция
1
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление отдельного вида деятельности, выданное лицензирующим органом, а также документ, предоставляющий исключительные и неисключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному соглашению. Поэтому нужно рассматривать бухгалтерский учет с двух позиций.
2
При получении лицензии на занятие определенными видами деятельности взимаются лицензионные сборы: 300 рублей - за рассмотрение заявление о предоставлении лицензии и 1000 рублей - непосредственно за ее выдачу. Кроме того, возникают затраты на консультационные, юридические или нотариальные услуги.
3
Ранее затраты на приобретение лицензии относились к расходам будущих периодов и списывались в течение всего срока ее действия. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04 мая 2011 года установил, что лицензии выдаются бессрочно. Поэтому списывайте остаточную стоимость уже имеющихся на балансе, а также вновь полученных лицензий на расходы единовременно.
4
При учете сопутствующих расходов (консультационных, юридических и прочих услуг) ориентируйтесь на ст.272 НК РФ, которая предусматривает возможность признания расходов на дату расчетов, дату предъявления документов к расчету или последний день отчетного периода.
5
Для отражения в бухгалтерском учете затрат, связанных с приобретением лицензии, сделайте проводки с кредита счета 51 «Расчетный счет» в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Затем спишите уплаченную сумму с кредита счета 60 или 76 в дебет счетов: 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» - в зависимости от вида деятельности вашего предприятия.
6
Если речь идет о лицензии на пользование неисключительными правами, то есть программным обеспечением, антивирусами, нормативно-правовыми базами и т.д., применяется счет 97 «Расходы будущих периодов». Используйте следующие проводки:Дт 60 Кт 51 – отражена покупка программы;Дт 97 Кт 60 – стоимость лицензии отнесена к расходам будущих периодов;Дт 20 (25, 26, 44) Кт 97 – стоимость лицензии списана на расходы.
7
Момент признания расходов зависит от метода, установленного учетной политикой. При методе начисления затраты списывайте в течение срока действия лицензионного договора равными долями ежемесячно, а при кассовом – единовременно.

Совет 2: Как списывать расходы на бензин

Если организация имеет в своем распоряжении хоть один автомобиль, то у нее неизбежно встанет вопрос об учете расходов на топливо. С нынешними ценами на бензин беспечный подход к этим затратам по принципу «сколько наездили, столько и спишем», может изрядно уменьшить налогооблагаемую базу, вызвав негодование налоговиков.
Вам понадобится
  • нормы расхода топлива, путевой лист, чек на покупку бензина
Инструкция
1
Налоговый кодекс предусматривает два способа списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) для автотранспорта предприятия. ГСМ можно учесть как материальные затраты (п. 1 ст. 254 НК) в случае, если транспорт непосредственно участвует в процессе производства. Если же речь идет об управленческих и иных сопроводительных нуждах, то бензин и прочие ГСМ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, если в автопарке предприятия есть машины, используемые для обеих этих целей, учет топлива нужно также вести раздельно.
2
Расходы на ГСМ необходимо нормировать. Это требование прямо не прописано в Налоговом кодексе, однако им диктуется необходимость обоснованности расходов для того, чтобы их можно было списать в целях учета. Для лимитирования расходов топлива рекомендуется использовать нормы, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р. Они носят рекомендательный характер, однако все финансовые ведомства и контролирующие органы сходятся на том, что если пользоваться этими нормами, проблем не будет. В случае, если марка конкретно вашего автомобиля в указанном нормативном акте не упоминается и лимиты для него не приводятся, списывать фактические затраты бензина все равно нельзя, а нужно рассчитать лимит самостоятельно, пользуясь рекомендациями завода-изготовителя и техническими характеристиками транспортного средства. Рассчитанный лимит должен быть утвержден приказом руководителя предприятия и прописан в учетной политике. И будьте готовы доказывать его обоснованность.
3
Для подтверждения непосредственной суммы расходов на ГСМ требуются два документа. Первый из них - путевой лист, подтверждающий факт использования топлива для производственных нужд. Существует унифицированная форма путевого листа, обязательная к использованию автотранспортными предприятиями. Другие организации могут также пользоваться этой формой, а могут разработать свою, содержащую все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
4
Второй документ, необходимый для списания расходов на топливо - чек контрольно-кассовой машины АЗС, где приобретался бензин. В нем должно быть указано количество топлива, соответствующее путевому листу.
5
Данные по расходу бензина складываются по всем путевым листам за месяц, и бензин списывается на общую сумму.
Обратите внимание
Одного только чека для списания бензина недостаточно.
Источники:
  • Официальный сайт «КонсультантПлюс»
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500