Инструкция
1
Начните составлять план с анализа воспитательной работы за истекший период. Если вы только принимаете класс, побеседуйте с педагогом, работавшим с ним до вас, изучите личные дела учащихся, составьте социальный паспорт каждого ученика и всего класса. Воспользуйтесь разными методами. Например, экспресс-диагностикой «Какие мероприятия, проведенные в классе, вам понравились». Попросите детей написать мини-сочинение «Мой класс». Проведите оценку уровня воспитанности учеников.
2
Напишите характеристику класса, в которой отразите особенности психологии детей, социальные связи, межличностные отношения. Особое внимание уделите определению недочетов и просчетов в воспитании, например, снижение дисциплины, разобщенность в коллективе, скрытые группы и другое. Так вы сможете составить более полную и точную картину класса, определите круг проблем, над которыми предстоит работать.
3
Сформулируйте цель воспитательной работы с учащимися на предстоящий год, учитывая анализ фактов и выявленные проблемы. Цель может быть поставлена одна и должна быть реальной и достижимой, а вот задач для ее воплощения обычно формулирируется несколько.
4
Привлекайте к составлению плана работы детей. Когда сами дети ставят задачи, придумывают мероприятия, распределяют обязанности, план перестает быть формальным, а превращается в увлекательное и творческое занятие. Проведите в классе конкурс проектов совместных дел. Воспользуйтесь методикой «мозгового штурма», игрой «дублер» (ученик выступает в роли классного руководителя). Но постарайтесь избежать перегрузки, одного мероприятия в месяц вполне достаточно.
5
Работу с классом можно запланировать по разным направлениям: эстетическое, нравственное, здоровый образ жизни, гражданско-патриотическое, правовое, трудовое и творческое развитие.
6
Выделите отдельные разделы для индивидуальной работы с воспитанниками и родителями. При планировании этих разделов привлеките к работе школьного соцпедагога и психолога. Хорошим подспорьем в работе является ведение портфолио класса и каждого отдельного ученика.
7
Обязательно запланируйте работу с группой «трудных» учащихся и детей, склонных к девиантному поведению. Ведите «дневники» работы с такими детьми.