Совет 1: Как объяснить ребенку, что такое интернет

Дети крайне любознательны по своей природе. Часто вопросы ребенка способны поставить в тупик даже весьма образованного взрослого человека. Чтобы избежать подобной ситуации, продумайте ответы на наиболее сложные вопросы еще до того, как ваш малыш их задаст.
Вам понадобится
  • Наглядное пособие.
Инструкция
1
Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Все чаще от окружающих можно услышать: «Не знаю, посмотрю в интернете» или «Отправь мне по интернету». Поэтому ваш малыш рано или поздно спросит, что же обозначает это загадочное слово.
2
Данный вопрос является не самым легким для объяснения. За один раз полностью раскрыть ребенку все возможности и функции интернета невозможно, поэтому лучше разделить его на несколько этапов. В первую очередь расскажите малышу о том, как устроен интернет, для примера приводите только функцию поиска информации (систему он-лайн игр, покупок и др. пока затрагивать не стоит). На помощь вам придут наглядные пособия. Ведь даже самую сложную информацию дети гораздо легче воспринимают, опираясь на изображения.
3
Схематично изобразите на плакате компьютеры, похожие на ваш домашний ПК. Расположите их по углам. Используйте яркие цвета. Они, в отличие от темных, привлекают взгляд ребенка.
4
Далее в центре нарисуйте еще несколько компьютеров большего размера и другого цвета.
5
Теперь приступайте к самому объяснению. Скажите ребенку, что когда вам, к примеру, нужно узнать какая завтра будет погода, какой фильм завтра идет в вашем любимом кинотеатре, то вы пользуетесь интернетом. Укажите на один из крайних компьютеров на плакате, обозначив его как ваш. Можете рядом с ним изобразить человечка.
6
Когда вы задаете поисковой системе интересующий вас вопрос, то он поступает на сервер. Сервер – это компьютер, имеющий большую мощность, объем памяти и скорость работы, чем ваш домашний. Проведите на плакате стрелочку от вашего компьютера к большому компьютеру в центре. Обратите внимание на то, что сервер не один, а их очень много. Проведите стрелки к остальным компьютерам, расположенным в центре.
7
Ребенок обязательно спросит вас, как именно компьютер связывается с сервером. Подведите его к вашему ПК и покажите сетевой провод, объяснив, что соединение происходит с помощью этого кабеля. Не стоит сразу рассказывать малышу о беспроводном соединении Wi-Fi. Оставьте эту информацию на следующий раз, иначе ребенок запутается в обилии новой информации.
8
Скажите малышу, что другие люди (приведите в пример ваших многочисленных знакомых – у детей не так хорошо развито абстрактное мышление, поэтому лучше конкретизировать) тоже задают вопросы серверам. Соедините стрелками другие «домашние» компьютеры с изображениями серверов.
9
На вашем плакате появится много линий, спросите у ребенка, на что это похоже. Скорее всего, он ответит либо «сеть», либо «паутина». Скажите ему, что он абсолютно прав, и интернет часто называют глобальной сетью или всемирной паутиной.

Совет 2: Как объяснить детям, что такое человек

Когда маленький ребенок подрастает настолько, что способен задавать вопросы, на родителей обрушивается самый настоящий шквал из «А почему…?» и «Что такое…?». И зачастую ответить на эти вопросы очень нелегко. Вот, например, малыш вдруг озадачил маму или папу, с интересом спросив: «А что такое человек?». И ведь даже непонятно, как ему лучше ответить, если и взрослые-то, вполне возможно, никогда не задумывались над таким вопросом.
Инструкция
1
Если ваша семья религиозная, вы можете ответить ребенку в каноническом духе: человек сотворен Господом по своему образу и подобию. Вдаваться в подробности не нужно, лучше ограничьтесь кратким рассказом про Адама и Еву, не затрагивая темы их грехопадения и изгнания из рая. Можете прочитать подходящий отрывок из детской Библии или посоветоваться со священником, как лучше рассказать об этом малышу.
2
Родителям-атеистам придется труднее, особенно если они раздумывают, как бы своими ответами не навести малыша на следующий естественный вопрос: «А откуда я взялся?». Лучше всего начать ответ таким образом: «Понимаешь, человек – такое же живое существо, как и любое животное. Например, как наша собачка (кошка) или голуби, которые каждый день прилетают к нам во двор. Ему ведь тоже надо что-то есть и пить, где-то жить. Но во многом он от них отличается». И предложите малышу самому задуматься над вопросом: какие существуют отличия человека от животного? Это будет очень увлекательным и полезным занятием для крохи.
3
Когда вы общими усилиями перечислите - человек умеет разговаривать, ходит одетый, на двух ногах, живет в домах, пользуется посудой, бытовыми приборами и т.д. - расскажите ребенку о главном отличии. Начните так: «Ты наш ребенок, мы очень любим тебя, заботимся о тебе. Но ведь и животные любят своих детенышей, заботятся о них. Значит, есть еще одно - главное - отличие». И постарайтесь объяснить, что человек умеет думать, фантазировать, заглядывать в будущее. Он умнее животного, в этом его главное преимущество.
4
А в заключение объясните ребенку, что именно это умение накладывает на человека особую ответственность. «Раз человек думает, значит, он отвечает за свои поступки - и за хорошие, и за плохие. Вот и ты всегда должен хорошо вести себя, чтобы ни нам, ни другим людям не было стыдно за тебя. И сейчас, когда ты еще маленький, и в будущем, когда вырастешь». Эти слова наверняка хорошо запомнятся ребенку.

Совет 3: Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление в той или иной степени свойственно каждому человеку. Оно базируется на определении особенностей и свойств предметов, а также переводе их на язык символов. Это позволяет мысленно выйти за грани реального мира и предугадать исход событий.

Абстракция как вид мышления


Абстрактное мышление - это умение человека выборочно переводить информацию о реальных объектах в символы, чтобы использовать ее для поиска решений конкретных практических задач. Наиболее сильно оно развито у научных деятелей - физиков, математиков и т.д. Удачно манипулируя наработанными символами и обозначениями, человек смог научиться многим успешным операциям. Абстрактное мышление позволяет видеть происходящее под разными углами, моделировать исход событий и делать отвлеченные выводы. В некоторой степени оно развито у каждого человека, однако чтобы наработать сильный мыслительный аппарат, необходима значительная затрата времени, ресурсов, а также сильная увлеченность в своей области. Абстракция – это некое обобщение свойств конкретных явлений, на основании которого человек может мысленно «нарисовать» схожую картинку и самостоятельно додумать модель поведения объектов.
Мыслить абстрактно - значит выделять в явлении или предмете определенные качества и свойства, манипулируя которыми, можно было бы предугадать результаты практической деятельности.


Формы абстрактного мышления


Абстрактное мышление принято делить на три основные формы - понятие, суждение и умозаключение. Это элементы одной логической цепочки, которые позволяют расширить сознание человека. Понятие – это форма мышления, отражающая существенные признаки одного или нескольких предметов, на основании которых строятся суждения. Суждение – это форма мышления, основывающаяся на утверждении или отрицании каких-либо взаимосвязей и закономерностей окружающего мира, а также предметов, находящихся в нем. Умозаключение представляет собой форму мышления, которая позволяет абстрактно мыслящему человеку делать логический вывод на основании одного или нескольких суждений. Обычно их делят на две группы – посылки и заключение, которое выводится на основании них.
Кроме абстрактного мышления, человек может познавать истину с помощью восприятия и представления, однако их уровня зачастую недостаточно. Абстракция дает возможность расширить сознание и мысленно выйти за рамки реальности.


Все ли умеют думать абстрактно?


Абстрактное мышление характерно для абсолютно всех людей, без исключения, однако может быть развито в разной степени. У ребенка оно начинает проявляться, когда он говорит, что облако на небе - это корова или дракон. Абстракции окружают повсюду, взять хотя бы точную науку математику – решение любых уравнений с неизвестными возможно только при наличии некоторой степени абстрактного мышления. Поэт, чтобы его стихи «цепляли» читателей за душу, должен создавать яркие образы, иногда отвлеченные от реальных объектов, а лишь тонко намекающие на их отдельные качества. Абстрактники разговаривают языком символов и сложных понятий, этот процесс доставляет им максимальное удовольствие - они живут этим.

Совет 4: Что такое реактивное и проактивное мышление

Множество внешних обстоятельств и других людей ежедневно оказывают влияние на жизнь человека. При этом одни все-таки умудряются быть успешными, а другие плывут по течению, поскольку определенный тип мышления и поведения стал их привычкой.

Реактивное мышление



Человек, который мыслит реактивно, склонен воспринимать окружающий мир, обстоятельства и события, как причину, а себя - как следствие. Он не живет, жизнь с ним случается. Когда что-то идет не лучшим образом, он ощущает себя жертвой, но особенно не старается изменить ситуацию, поскольку не верит, что это в его силах, либо же это просто-напросто не приходит ему в голову. Вместо этого он приспосабливается к обстоятельствам.

Часто у таких людей низкая самооценка. Они всегда найдут оправдания, чтобы объяснить, почему у них что-то не получилось. Страхи и неуверенность не дают им взять на себя ответственность. Если кто-то укажет человеку с реактивным мышлением на удачное решение проблемы, которая давно его беспокоит, он найдет кучу предлогов, почему это решение ему не подходит.

Ситуация усугубляется тем, что такое поведение на самом деле выгодно человеку. Оно позволяет ему оставаться в рамках своей зоны комфорта, тогда как возможность изменить привычный образ действий вызывает у него панику и страх неизвестности. В действительности ему комфортно продолжать жить так, как всегда, а жалость к себе и снятие с себя ответственности помогают избавиться от чувства вины и переживаний об упущенных возможностях.

Проактивное мышление



Человек, мыслящий проактивно, воспринимает себя как создателя и творца, а жизнь - как свое творение и результат своих усилий. Он не склонен перекладывать ответственность на других людей и обстоятельства, жаловаться и предаваться страданиям. Он старается найти выход из сложных ситуаций максимально безболезненно для себя. Он действует эффективно, активные действия у него преобладают над самокопанием и переживаниями из-за препятствий.

Даже если усилия человека с проактивным мышлением не привели к нужному результату из-за силы обстоятельств, он старается достичь цели снова, либо делает выводы, извлекает уроки и начинает работать над новыми целями в соответствии с изменившимися условиями. Он понимает, что даже если не может повлиять на ситуацию, он сам выбирает, как относится к ней - страдать и жалеть себя или сосредоточиться на чем-то более полезном.

Как правило, люди с проактивным мышлением и поведением добиваются в жизни гораздо большего, чем люди с реактивным. Часто они получают даже больше, чем планировали, поскольку не тратят время впустую и замечают благоприятные возможности.

Совет 5: Что такое понятийное мышление

Понятийное, или словесно-логическое мышление представляет собой самый поздний вид мышления. Оно имеет дело с конкретными понятиями, а не с образами и действиями. Развитое понятийное мышление особенно важно для научных работников.

Как формируется и в чем заключается понятийное мышление



Понятийное мышление использует понятия и логические конструкции. В своем развитии мышление человека проходит несколько стадий, и понятийное является самой поздней из них. Перед ним у человека появляется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В эволюции человечества в целом понятийное мышление тоже возникло последним. Его развитию способствует накопление практического наглядно-чувственного опыта.

До начала развития понятийного мышления для ребенка характерен эгоцентризм, он не может взглянуть на события глазами других людей, встать на их место. Постепенно в сознание ребенка прочно входят четкие понятия, и тогда мышление начинает работать по-другому. Эти понятия вводятся в основном в ходе школьного обучения. Весь мир ребенка уже не сфокусирован вокруг него, активно развивается логическое мышление. Таким образом, происходит переход от образов к понятиям, обозначенным словом.

Развитое понятийное мышление не заслоняет наглядно-действенное и наглядно-образное. Оно способствует их усовершенствованию и развитию. Способность мыслить логически и отвлеченно не отменяет практические навыки. Более того, некоторые профессии делают упор именно на более ранних, практических видах мышления. Это относится к техническим профессиям. А у писателей, например, лучше всего развито наглядно-образное мышление.

Есть люди, которые практически не пользуются понятийным мышлением, опираясь на житейский опыт. Для научной сферы же оно обязательно должно быть развитым. От него немало зависит уровень интеллекта, в житейской психологии понятийное мышление нередко приравнивают к уму.

Операции понятийного мышления



Понятийное мышление пользуется многими операциями. Вот основные из них. Анализ – расчленение общего на части и признаки. Синтез – обобщение частей в целое. Сравнение – сопоставление предметов или явлений. Абстрагирование – выделение важных признаков и отвлечение от несущественных. Способность к абстрагированию появляется в старшем школьном возрасте.

Обобщение – объединение понятий в одну категорию. Систематизация – отнесение категорий к одной системе. Конкретизация – переход от обобщенного знания к конкретному случаю. Суждение – способность понять связь между предметами и явлениями. Умозаключение – на основе нескольких суждений делается вывод. Также формируется способность выводить причинно-следственную связь, иметь представление о целях и средствах.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500