Совет 1: Как сделать электромоторчик своими руками

С устройством коллекторного электродвигателя школьники знакомятся на уроках физики. Подкрепить эти знания дети могут, собрав моторчик самостоятельно из набора-конструктора, например, фирмы Meccano.
Инструкция
1
Найдите в упаковке конструктора три сердечника для намотки катушек, столько же изолирующих каркасов, а также обмоточный провод. На каждый из сердечников наденьте по каркасу, после чего намотайте столько витков провода, сколько указано в инструкции. Как число витков, так и направление намотки должно быть одинаковым на всех трех катушках.
2
Закрепите готовые электромагниты на роторе. В специальных выемках расположите ламели коллектора. К ним предварительно припаяйте провода в таком порядке: к первой ламели — начало первой обмотки и конец третьей, ко второй ламели — начало второй и конец первой, к третьей — начало третьей и конец второй. Перед установкой ламелей дайте им остыть. Паяйте с обратной стороны, не допускайте попадания припоя на рабочие поверхности ламелей.
3
На основании закрепите первый держатель ротора с подшипником. Вставьте ротор в подшипник первого держателя, а с другой стороны — в подшипник второго. Только после этого закрепите на основании и последний.
4
Установите щетку с пружиной в щеткодержатель, затем прижмите к коллектору сбоку, после чего закрепите щеткодержатель на основании. С противоположной стороны аналогичным образом разместите второй щеткодержатель с щеткой.
5
Установите статор - подковообразный постоянный магнит либо два отдельных магнита. Последние должны располагаться с противоположных сторон ротора. Их следует обратить к нему разноименными полюсами. Статор не должен мешать ротору вращаться.
6
Подключите к двигателю батарейку, рекомендованного в инструкции напряжения. Он начнет вращаться.

Совет 2: Как сделать самодельный моторчик

Так называемый герконовый электродвигатель отличается от привычного коллекторного наличием всего одного электромагнита и одного коммутирующего элемента. Направление его вращения определяется при запуске и в дальнейшем поддерживается неизменным за счет инерции.
Инструкция
1
Разберите испорченное электромагнитное реле с напряжением срабатывания, составляющим несколько вольт, и током срабатывания, составляющим несколько десятков миллиампер. Аккуратно, чтобы не оторвать выводы, извлеките из него электромагнит.
2
Возьмите два постоянных магнита и цилиндр из немагнитного материала. Приклейте магниты к цилиндру таким образом, чтобы они находились точно друг напротив друга. Наружу у магнитов должны быть обращены одинаковые полюса (либо оба северные, либо оба южные). Клей следует выбрать такой, чтобы при вращении магниты не отделились от цилиндра. Дождитесь полного его высыхания.
3
Сделайте для цилиндра или используйте готовые подшипники любой конструкции. Установите его между этими подшипниками таким образом, чтобы он мог вращаться.
4
Возьмите двуханодный стабилитрон с напряжением стабилизации порядка 25 В. Если двуханодного стабилитрона у вас нет, используйте два обычных с тем же напряжением стабилизации. Включите их последовательно, анодом к аноду, а катодами наружу. Подключите двуханодный стабилитрон или его аналог параллельно электромагниту.
5
Подключите электромагнит к источнику питания с напряжением, на которое он рассчитан, и поднесите к одному из магнитов. Притянулся ли он или оттолкнулся? Если притянулся, поменяйте полярность включения электромагнита, если отталкиваются, оставьте полярность прежней.
6
Теперь отключите электромагнит от источника питания, а затем подключите снова, но на этот раз - не напрямую, а через геркон. Поднесите электромагнит к магниту на цилиндре с одной стороны, а с другой, строго напротив первого, поднесите геркон. Причем, ось электромагнита должна быть перпендикулярна оси цилиндра, а ось геркона - параллельна. Двигатель начнет вращаться.
7
Подобрав такое положение электромагнита и геркона, при котором двигатель надежно работает. Закрепите их в таком положении, используя кронштейны из подручных немагнитных материалов. Не оставляйте включенный моторчик без присмотра.
Источники:
  • Герконовый электродвигатель
Видео по теме
Обратите внимание
Не касайтесь токоведущих частей: несмотря на то, что двигатель работает от батарейки, в его цепях возникают импульсы самоиндукции. После работы моторчика в течение нескольких минут дайте ему остыть.
Полезный совет
В некоторых конструкторах часть деталей может поставляться в собранном виде (например, катушки).
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500