Инструкция
1
Начинайте играть легато на фортепиано самыми сильными пальцами: вторыми и третьими. Подберите этюды, в которых артикуляция будет либо легато, либо сочетанием легато с нон-легато. Постепенно переходите на этюды и пьесы, в которых при исполнении данного приема используется комбинация из сильных (например, третьих) пальцев и слабых (пятых). Особое внимание уделите разработке первого пальца: используйте упражнения на его подвижность. Во время освоения легато всеми пятью пальцами играйте поначалу только на белых клавишах.
2
Попробуйте для начала интервальные цепочки, затем перейдите к этюдам и детским пьесам, полькам. Начинайте игру легато плавно, словно погружая пальцы в клавиши на первом звуке. Исполняйте произведение так, чтобы вторая нота начинала звучать еще до того, как закончила первая. Не забывайте при этом про динамические оттенки, но не делайте особый упор на слабые и сильные доли тактов.
3
Исполняйте мелодию легато, работая не только пальцами, но и всей ладонью. Не старайтесь держать кисти рук неподвижно, они должны слегка покачиваться в такт игре. При этом старайтесь не поднимать высоко ладони и не фиксируйте пальцы. Кисть можно поднять лишь немного на втором такте, чтобы уменьшить давление пальцев на клавиши и усилить эффект легато.
4
Если легато на фортепиано не получается, это может быть обусловлено тем, что рука исполнителя «шаткая». Как правило, неустойчивость рук встречается у детей и начинающих пианистов. Отложите на время в сторону этюды легато, попробуйте закрепить руку с помощью артикуляции нон-легато. начинайте тренироваться третьими пальцами, уделяя внимание ладони, которая должна нависать «куполом» и обязательно следите за осанкой, так как от нее многое зависит в исполнительском мастерстве. Постепенно переходите на этюды смешанной композиции: нон-легато и легато. Главное - чтобы руки были в меру расслаблены. Если не получается артикулировать сразу двумя руками, пробуйте по очереди, а затем соедините.