Занимаясь со своим малышом с рождения до трех лет, прислушивайтесь к советам психологов, которые рекомендуют в этот период больше уделять внимание не обучению, а развитию ребенка: петь песни, читать потешки, играть в игрушки, которые развивают мелкую моторику, сенсорные ощущения и т.п.С рождения до года стимулируйте осязание, развивайте зрительную и слуховую функции, речь. Показывайте малышу яркие контрастные игрушки, «стройте» ему рожицы, поощряйте прослеживающие движения глаз за предметом и т.д. Все это оказывает положительное влияние на его зрение. Первым и главным стимулятором слуха является ваш голос. Поэтому разговаривайте с ребенком, пойте ему, читайте стихи. Учите слушать разные звуки: погремушки, звонок телефона, тиканье часов и другие. Прикасайтесь к ребенку тканями разной фактуры, разрешайте брать пищу руками, а на прогулке – потрогать песок, камни, шишки, листья. Все эти действия улучшают тактильную чувствительность вашего любимого человечка. Развитию речи способствуют диалоги, «параллельные разговоры» - следите за взглядом крохи и рассказывайте ему о предмете, на который он смотрит. Называйте объекты и действия, поощряйте малыша брать на себя инициативу в общении.В период от года до двух лет ребенок стремится познать мир, проверить свои возможности и стать более самостоятельным. На первое место выходит освоение различных навыков через игру. Поэтому подберите игрушки, которые можно бить, толкать, тянуть, нажимать. Чтобы ребенку легче было освоить размеры предметов, основные цвета используйте игрушки-гнезда, пирамидки, игры-вкладыши. Учите малыша запоминать звуки окружающей среды. Слушайте различную музыку, прививайте чувство ритма. Познакомьте кроху с понятиями «гладкий – шершавый», «мягкий – твердый», «горячий - холодный», «легкий - тяжелый». Играйте в игры на развитие крупной и мелкой моторики. Для дальнейшего формирования речи читайте книги с картинками. Учите кроху показывать изображения, которые вы называете. Побуждайте его рассказывать вам о своих желаниях или действиях. На третьем году жизни для стимуляции тактильной чувствительности играйте с малышом в игры: «Волшебный мешочек», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» и другие. Продолжайте развивать слуховое восприятие ребенка, знакомя его с разнообразными звуками окружающего мира. Поощряйте имитирование им различных звуков: гудка машины, звонка в дверь, лая собаки и т.д. С помощью подвижных игр совершенствуйте уже имеющиеся физические навыки и изучайте новые движения: приседание, прыжки и другое. Не забывайте про мелкую моторику. Пусть ребенок расстегивает пуговицы и кнопки, строит башни из крышек от флаконов, играет со шнуровками, лепит, рисует и т.п. Преподавайте малышу уроки правильного социального и эмоционального поведения: научите не жадничать, говорить «спасибо» и «пожалуйста», реагировать на запрет, играть с другими детьми. Помогите освоить крохе навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом и т.п. Больше разговаривайте и читайте с ребенком. Объясняйте все то, о чем он спрашивает. Помогайте ему подобрать точные слова для выражения мыслей. Всем этим вы стимулируете формирование речи.Помните, что в малыше изначально заложена жажда познания. И вашей главной задачей будет являться создание благоприятных условий для стремления крохи к развитию.