Инструкция
1
Определите жанр анализируемого стихотворения. В жанровой лирике сочетаются тема с метрическими и стилистическими средствами, а также ярко выраженный эмоциональный настрой (ода – восторг, идиллия – умиление, элегия – печаль, сатира – горечь).
2
Каждому жанру соответствуют свои темы. Для оды это религиозные, революционные, государственные; для элегии – любовь, смерть, быстротечность жизни, природа.
3
Определив жанр стихотворения, выясните его размер. Стихи, подобно музыке, имеют ритмику и размер. Он представляет собой чередование сильных или ударных слогов и слабых (безударных).
4
В русской поэзии существует пять основных размеров: хорей, в котором чередуются ударный и безударный слоги: ямб – с чередованием безударного и ударного; дактиль (ударный, безударный, безударный); амфибрахий (безударный, ударный, безударный) и анапест (безударный, безударный, ударный).
5
Далее определите рифму стихотворения. Она является средством связи строчек между собой и бывает точной (поздно – грозно), неточной (тающая – веющая), богатой (прочно – срочно) и бедной (вечный – встречный).
6
Кроме того, в зависимости от местонахождения ударения, рифмы делятся на мужские, с ударением на последнем слоге (полна – дна), женские, в которых ударным является предпоследний слог (правил – заставил) и дактилическими (закованный – очарованный).
7
Стихотворные строки обычно объединяются в своеобразный «поэтический абзац» или строфу. В ней строчки стоят в определенном порядке. Например, аавв – парная рифмовка, авав – перекрестная, авва – кольцевая. Это схемы катренов или четверостиший стихотворения.
8
Ритмическая структура строк воспринимается при их повторении. На фонетическом уровне большую роль играют звуковые повторы: ассонансы или повторы гласных звуков и аллитерации – повторы согласных. В поэзии они бывают экспрессивны и приобретают смысловое и эстетическое значение. Часто выполняют изобразительную функцию, которую называют звукописью. Например, «Гром грохочет» у Горького, «Шуршат камыши» у Бальмонта.
9
В заключение выделите в стихотворении тропы и фигуры: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы. Определите их роль в создании образа и воплощении темы и идеи.