Совет 1: Как составить анализ стихотворения

Поэзия – это особое построение речи, максимально спрессованная и подчеркнуто эмоциональная область художественной мысли. В стихотворении множество специфических элементов: ритмическая организация, рифма, особая интонация и выразительные средства. Разбор этих элементов является анализом стихотворения.
Инструкция
1
Определите жанр анализируемого стихотворения. В жанровой лирике сочетаются тема с метрическими и стилистическими средствами, а также ярко выраженный эмоциональный настрой (ода – восторг, идиллия – умиление, элегия – печаль, сатира – горечь).
2
Каждому жанру соответствуют свои темы. Для оды это религиозные, революционные, государственные; для элегии – любовь, смерть, быстротечность жизни, природа.
3
Определив жанр стихотворения, выясните его размер. Стихи, подобно музыке, имеют ритмику и размер. Он представляет собой чередование сильных или ударных слогов и слабых (безударных).
4
В русской поэзии существует пять основных размеров: хорей, в котором чередуются ударный и безударный слоги: ямб – с чередованием безударного и ударного; дактиль (ударный, безударный, безударный); амфибрахий (безударный, ударный, безударный) и анапест (безударный, безударный, ударный).
5
Далее определите рифму стихотворения. Она является средством связи строчек между собой и бывает точной (поздно – грозно), неточной (тающая – веющая), богатой (прочно – срочно) и бедной (вечный – встречный).
6
Кроме того, в зависимости от местонахождения ударения, рифмы делятся на мужские, с ударением на последнем слоге (полна – дна), женские, в которых ударным является предпоследний слог (правил – заставил) и дактилическими (закованный – очарованный).
7
Стихотворные строки обычно объединяются в своеобразный «поэтический абзац» или строфу. В ней строчки стоят в определенном порядке. Например, аавв – парная рифмовка, авав – перекрестная, авва – кольцевая. Это схемы катренов или четверостиший стихотворения.
8
Ритмическая структура строк воспринимается при их повторении. На фонетическом уровне большую роль играют звуковые повторы: ассонансы или повторы гласных звуков и аллитерации – повторы согласных. В поэзии они бывают экспрессивны и приобретают смысловое и эстетическое значение. Часто выполняют изобразительную функцию, которую называют звукописью. Например, «Гром грохочет» у Горького, «Шуршат камыши» у Бальмонта.
9
В заключение выделите в стихотворении тропы и фигуры: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы. Определите их роль в создании образа и воплощении темы и идеи.

Совет 2: Как сделать анализ стихотворения

Несмотря на то, что анализ стихотворения базируется на четких правилах и требованиях, это непростое сочинение, к которому учащийся в то же время должен выразить и свое личное отношение.
Потому так необходимо проникнуться лирическим настроением стихотворения, постараться приблизиться к тому поэтическому состоянию, в котором писались данные строки. Для этого используйте метод «медленного чтения» - неспешно двигайтесь от начала к концу стихотворения, останавливаясь на каждой строчке. Обычно, отдельная строка – это отдельный образ, крупинка общего замысла, поэтому важно ничего не пропустить.
Инструкция
1
Сделайте небольшое вступление на тему «Я и прочитанное стихотворение». Расскажите, какие первые чувства и мысли оно у вас вызвало.
2
Дайте биографическую справку произведения: дата и сведения из истории создания, связь с событиями жизни автора, кому посвящено стихотворение, а также его возможные прототипы и адресаты.
3
Определите жанр стихотворения.
4
Выявите:

- ведущую тему;

- основную мысль и ее развитие;

- каковы эмоциональная окраска стихотворения и способы ее передачи;

- личностный или общественный пафос является ведущим в стихотворении.
5
Дайте характеристику особенностям композиции.
6
В случае, если особенности стихотворной формы помогут раскрыть образность и замысел стихотворения, охарактеризуйте:

- размер и особенности ритмики;

- виды рифмовки; особенности строфы;

- художественные приемы и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты);

- звуковые приемы (звукопись).
7
Найдите основные образы стихотворения, дайте им собственное толкование, выявите их особенности и значение.
8
Самое интересное – образ лирического героя. Раскройте его, сопоставьте с автором стихотворения.
9
В заключении расскажите, какое место данное стихотворение имеет в творчестве автора. Какова была реакция общественности, как приняла произведение литературная публика, какое последовало развитие в творчестве поэта после рассматриваемого вами стихотворения.
10
В дополнение можете рассказать также о том, какое место это стихотворение заняло в вашей жизни. Выразите личное отношение на основе проделанной работы.

Совет 3: Как писать анализ стихотворений

Анализ стихотворного текста развивает способность определять типичные для поэта и его эпохи особенности ритма (стихотворных размеров), способов рифмовки. В анализе обязательно отображается тематика и (если есть) сюжет, а также взгляд автора и его героя на поставленный в произведении вопрос.
Инструкция
1
В начале дайте краткую биографическую справку об авторе. Подробнее расскажите об истории создания стихотворения: место, дата, посвящение и прочие детали.
2
Определите систему стихосложения: она может быть силлабической (основанной на количестве слогов в каждой строке), тонической (основа – количество ударных слогов) или силлабо-тонической (синтез первых двух, самая распространенная система).
3
Исходя из системы, определите стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест в силлабо-тонике; дольник, тактовик, акцентнтый стих в тонической метрике. Размер определяется количеством слогов между ударениями.
4
Посчитайте количество стоп по ударным слогам. Определите вид рифмы: по точности (точная, приблизительная или отсутствует), по ударности (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая). Исходя из соответствия рифмы и метрики определите, полна ли последняя стопа или усечена. Учтите, что на разных строках строфы рифма может различаться по критерию ударения.
5
Определите объем строфы в строках.
6
Установите способ рифмовки: парная, опоясывающая (простая или сложная), перекрестная, холостая, смешанная.
7
Проанализируйте сюжет и его связь с формой. Опишите, как автор задает вопрос, как ищет на него ответ (если ищет), как относится к проблеме.
8
Дайте собственную оценку произведению: о чем вы задумывались, прочитав его, какие чувства испытали, кому бы посоветовали прочитать (возрастная, профессиональная, другая социально-культурная группа).
Видео по теме
Источники:
  • анализ вершау

Совет 4: Как проводить анализ урока: примерная схема

После проведенного "открытого" урока чаще всего требуется составление его анализа. Эту работу могут выполнять как администрация учебного заведения, так и учителя-коллеги или даже сам педагог. В анализе необходимо последовательно оценить деятельность учителя и учеников на каждом этапе урока.
Инструкция
1
Напишите тему проведенного урока и его место в общем тематическом планировании на весь учебный год.
2
Оцените четкость и мобильность организационного момента в уроке.
3
Отметьте то, как учитель подготовил оборудование для успешной деятельности учащихся: эстетичное оформление доски, наличие информационного сопровождения, интересный и разнообразный раздаточный материал для школьников (карточки с дифференцированным заданием, тетради с печатной основой и т.д.), использование кинопроектора, графопроектора или интерактивной доски.
4
Проанализируйте, насколько грамотно и четко педагог озвучил цели и задачи для учащихся, предусмотрел ли он мотивацию детей к изучению нового материала.
5
Опишите, как педагог подошел к объяснению новой темы, сумел ли он связать ее с ранее полученными знаниями.
6
Проанализируйте уровень подготовленности учащихся к изучению данной темы, а также то, насколько они были активны на уроке.
7
Сообщите в анализе, наблюдался ли индивидуальный подход к каждому ребенку в течение урока, предусмотрел ли педагог дифференцированный метод в обучении.
8
Если учитель успешно использовал в продолжении всего урока исследовательскую деятельность школьников, обязательно зафиксируйте это в анализе.
9
Напишите, удалось ли учителю провести обобщение на каждом этапе уроке, и было ли подведение итогов и повторение изученного в конце занятия.
10
Опишите атмосферу, которую удалось создать во время урока педагогу. Если он был внимателен и корректен к каждому ребенку, не забывал о поощрении, то дети, безусловно, смогли полностью раскрыться и добиться высоких результатов в изучении нового материала.
11
Оцените разнообразие форм и методов обучения, использованных учителем на данном уроке.
12
Обязательно укажите в анализе, была ли проведена рефлексия по окончании занятия.
13
Отметьте то обстоятельство, насколько подробно и доступно объяснил педагог задание на дом, успел ли он это сделать до звонка с урока.
14
В конце анализа напишите, соответствовало ли проведение урока с составленным планом, и удалось ли учителю и учащимся достичь поставленной цели.
Видео по теме

Совет 5: Как сделать анализ стиха

Провести анализ лирического произведения не очень просто, поскольку многое зависит от личного субъективного восприятия поэзии. Тем не менее, существуют определенные схемы анализа, которые помогают более четко структурировать анализ. Единой схемы или плана анализа стихотворного текста нет, но в любом случае он должен показывать, насколько хорошо и глубоко читатель понял стихотворение.
Вам понадобится
  • Текст стихотворения, лист бумаги, ручка
Инструкция
1
Напишите имя и дату рождения автора, название стихотворения и дату его написания. Если требуется, укажите несколько событий из биографии поэта, которые повлияли на создание анализируемого стихотворения.
2
Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом стихотворении?». Стихотворные произведения могут быть о любви, патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.
3
Далее приступайте к анализу сюжета. Напишите, что происходит в произведении, выделите основные события и конфликты. Пропустите этот пункт анализа, если стихотворение является бессюжетным.
4
Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные примеры из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, тропы и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.
5
Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, рифма и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.
6
Укажите особенности образа лирического героя. Желательно не пропускать этот пункт в анализе стихотворения. Помните, что в любом произведении присутствует авторское «Я».
7
Напишите, к какому литературному направлению относится произведение (романтизм, сентиментализм, модернизм и т.п.). Укажите, к какому жанру принадлежит данное стихотворение (элегия, поэма, сонет и т.п.).
8
В заключительной части анализа напишите ваше личное отношение к стихотворению. Укажите, какие эмоции оно у вас вызывает, о чем заставляет задуматься.
Источники:
  • План анализа стихотворения

Совет 6: Как провести анализ стихотворения

На уроках литературы или на олимпиаде учащимся часто приходится проводить анализ стихотворений. Эту работу вы сможете выполнить качественно и без особых усилий, если познакомитесь с планом (последовательностью и основными составляющими) анализа лирических произведений.
Инструкция
1
Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.
2
Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.
3
Раскройте творческую историю стихотворения. Если оно было начато в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализе произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов написал, когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями-крестьянами у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.
4
Укажите тему стихотворения: любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.
5
Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и др. художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.
6
Опишите настроение, которым проникнуто данное стихотворение: светлая печаль, умиротворение, тоска и одиночество, радость и восторг и т.д. Охарактеризуйте (по возможности) образ лирического героя. Сообщите о своем отношении к нему.
7
Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализе. Например, в стихотворении А.С.Пушкина "Узник" первые строки проникнуты мрачным настроением, а в заключении, когда поэт пишет о вольной жизни, темп в стихотворении убыстряется, а безысходность и тоска сменяются на ожидание чуда, радости, счастья.
8
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест и т.д.
9
Укажите рифмовку, которую применил автор: парную, перекрестную, охватывающую.
10
Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения, а также о том, какие выводы о творчестве поэта, о его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализа, обязательно отметьте это.
Видео по теме

Совет 7: Как писать анализ стиха

Любое лирическое произведение отражает мироощущение поэта, поэтому, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо знать об особенностях творческого метода, в рамках которого оно было написано. Кроме того, важным является внимательное прочтение стихотворения, поскольку его анализ должен проводиться на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического. Чтобы структурировать письменный анализ стиха, воспользуйтесь инструкцией.
Инструкция
1
Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.
2
Определите тему произведения, т.е. о чем пишет автор: о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.
3
Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.
4
Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д.
5
Найдите ведущие лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.).
6
Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.
7
Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.
8
Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.
9
Рассмотрите ритмическую организацию стихотворения, определите его размер и виды рифмовки.
10
Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Источники:
  • как писать не меняешься

Совет 8: Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

«Незнакомка» - самое, пожалуй, известное лирическое стихотворение одного из величайших поэтов русского серебряного века – Александра Блока. Это произведение включено и в школьную программу по литературе.

Период работы над стихотворением



«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.
По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.


Сюжет


Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.
Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.


Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Литературоведческий анализ



Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.

Совет 9: Как сделать небольшой анализ стихотворения "Анчар"

Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» относится к жанру философской лирики. Это хрестоматийное произведение, которое изучают все, кто так или иначе занимается русской литературой. Чтобы его проанализировать, необходимо вспомнить, когда оно было написано, определить сюжетную линию и художественные приемы.

Время написания


Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Анчар» в 1828 году. Это было сложное для поэта время. Как и многие передовые люди того времени, Пушкин страстно мечтал о свободе, в том числе о свободе творчества. Но в России в это время наступил период реакции – восстание декабристов потерпело неудачу, участники его, в числе которых было немало друзей Пушкина, были кто в тюрьме, кто на каторге, а некоторые даже казнены. Любое произведение перед тем, как попасть в печать, проходило цензуру. Не оставалась без внимания охранки и частная жизнь. Помимо всего прочего, против Пушкина именно в тот момент возбудили дело. Поводом стало его стихотворение «Андрей Шенье», посвященное французскому поэту – участнику революции, а также фривольная поэма «Гаврилиада». Все это и вдохновило его на создание стихотворения «Анчар».
Поэма «Гаврилиада» имела ярко выраженную антирелигиозную окраску, что в те годы являлось не меньшем преступлением, чем открытые антиправительственные лозунги.


На основе легенд


Пушкин знал легенду о том, что на острове Ява есть таинственное ядовитое дерево. Называется оно «анчар». Согласно легенде, анчар способен отравлять не только тех, кто к нему прикоснется или попробует его сок, но и сам воздух. Местные воины смазывали соком этого дерева наконечники стрел, а собирать его отправляли приговоренных к смерти.
Легенды о странном дереве рассказывали в основном мореплаватели, побывавшие на Яве. Возможно, поэту рассказал об этом его однокашник, мореплаватель Федор Матюшкин.


Жанр, форма и сюжет


Чтобы сделать небольшой анализ стихотворения, определите его жанр. Стихотворение «Анчар» относится к философской лирики. Этот жанр отличается от других тем, что автор выражает свою концепцию мироздания, взгляд на природу вещей и место человека в мире. По форме «Анчар» может считаться притчей. Задача стихотворения – раскрыть природу рабства, источники тирании, а также подчеркнуть важность природы как прародительницы всего живого. Анчар появляется в первых же строках, то есть в зачине притчи. Он являет собой квинтэссенцию всемирного зла. Ему противостоит природа. Она, конечно, породила и мировое зло, но в то же время заботится о том, чтобы живые существа от яда не пострадали. Тигр к нему не подходит, птица не летит. И лишь человек посылает себе подобного к этому ядовитому дереву. Властелин посылает раба за соком. Пушкин прямо не называет ни того, ни другого – читатель должен сам понять, кто есть кто. Зло выплескивается в мир, отравляя его, но виноват в этом не только властелин, но и раб. Первый взглядом послал себе подобного за ядом, второй не противился приказу и выполнил его. Владыка смазал ядом стрелы и разослал гибель соседям.

Выразительные средства


Стихотворение «Анчар» написано прекрасным языком. Чтобы сделать свой рассказ выразительным, Пушкин использует немало художественных приемов. Язык его метафоричен. Анчар – не просто опасное дерево, но «древо смерти», дерево одето в «мертвую зелень». В стихотворении много эпитетов. Вихорь – черный, смола – густая и прозрачная и т.д. Один из наиболее ярких приемов – олицетворение, относится оно к самому анчару, который предстает перед читателем как грозный часовой.

Совет 10: Анализ стихотворения Элегия" Некрасова

История создания стихотворения Некрасова «Элегия» весьма своеобразна. Поэт написал его в 1874 году в ответ на упреки историка литературы Ореста Миллера, утверждавшего, что поэт стал повторяться, постоянно обращаясь к описанию народных страданий. Дело в том, что крепостное право было уже давно отменено, и многие считали, что народ живет теперь благополучно и счастливо.
Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа


Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения


Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

Совет 11: Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского

Дмитрий Мережковский – крупнейший представитель старшего поколения русских символистов. Его способность чувствовать атмосферу времени и предвосхищать грядущие события создала ему репутацию пророка. Подтверждением этому может послужить стихотворение «Дети ночи», в котором он, по сути, предсказал приход революции.

Предчувствие грядущих перемен


«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка.

Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.

Революция и судьба поэта


Однако Мережковский не щадит и себя самого. Он понимает, что неотделим от своего поколения и считает себя одним из детей ночи, прекрасно осознавая, что ему не удастся избежать общей с ними участи. Поэт совершенно уверен в том, что судьба уже уготовила каждому его собственную Голгофу, взойдя на которую человек окончательно погибнет или, напротив, сможет очиститься перед вступлением в новую жизнь.

Для самого Мережковского такой Голгофой станет эмиграция. Революцию 1917 года он воспринял как приход к власти «грядущего хама» и воцарение «надмирного зла». В 1919 году, через 24 года после создания стихотворения, он, вместе с женой Зинаидой Гиппиус, будет вынужден навсегда покинуть родной Петербург, превратившийся в «царство Зверя». Последние годы жизни поэт проведет в Париже, тоскуя по оставленной родине, но считая разлуку с ней заслуженным наказанием за то, что он слишком мало сделал для того, чтобы остановить силы мрака и зла. Мережковскому казалось, что силой своего пророческого дара он смог бы спасти страну от грядущей революции, тем более что он предвидел, какая ужасная участь ожидает ее в скором будущем.
Видео по теме
Обратите внимание
Анализируя стихотворение, вы должны определить следующее:

а) жанр;
б) размер;
в) вид рифмы и рифмовки;
г) наличие звуковых повторов и их роль;
д) тропы и фигуры.
Полезный совет
При определении размера, чтобы избежать путаницы и неуверенности, нужно анализировать не одну, а несколько строк стихотворения.
Источники:
  • План анализа стихотворения
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
Гость
написал
Откроется нам тайна бытия.
Талантливых людей Искусства.
Писателя талант мышления.
И суть мысли слова.
В искусства превращать.
Писателя талант как откровения.
В искренности чувств в словах.
Талант писателя рассказ в романе.
Красивых нежных добрых слов.
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500