Само понятие «Реформация» еще в XV веке значило государственные и общественные преобразования. Например, в Германии до реформационного движения были известные проекты таких преобразований, имеющие названия «Реформация Фридриха III» или «Реформация Сигизмунда».И только в XVI веке это слово стало обозначать исключительно церковные перемены, когда на первый план выдвинулись религиозные вопросы и споры. Аналогично сложилась ситуация и с самим реформационным движением. Историки, описывавшие это событие в различных странах, являлись всегда сторонниками или противниками того или иного церковного течения и смотрели на развертываемые события только с религиозной точки зрения.Началом Реформации считается выступление доктора богословия Мартина Лютера. 31 октября 1517 года ученый прикрепил к двери виттенбергской церкви «95 тезисов», в которых говорилось о злоупотреблениях католической церковью, в т.ч. о продаже индульгенций. Основная причина Реформации – борьба 2 классов, доминирующего - феодального и нового – капиталистического. Идеологические границы феодального строя охраняла католическая церковь, а интересы зарождающего капиталистического – протестантизм, призывающий к экономии, скромности и накоплению капитала.После спада первой волны этого течения (1531) поднялась вторая, идеологом которой стал французский теолог Жан Кальвин, проведший большую часть своей жизни в Швейцарии. Его трактат «Наставления в христианской вере» выражал интересы самой смелой части населения – буржуазии.Позиции Кальвина были схожи с учением Лютера: путь к спасению – это земная жизнь. Отличие состояло в том, что французский теолог подчеркивал возможность участия христианина в земных делах, а приобщение к благам общества связывал с владением имуществом и его увеличением, необходимо только умеренно пользоваться богатством в согласии с Божьей волей.Реформационное движение после Германии коснулось всех стран в Европе: Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Прибалтики, Швейцарии, Шотландии, Нидерландов, Франции, Англии и т.д. Его итоги невозможно оценить однозначно. С одной стороны католический мир всей Европы под руководством Папы Римского рухнул. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, находящихся в зависимости от светских правителей, раньше же Папа выступал арбитром. С другой стороны национальная церковь способствовала росту национального сознания европейских народов. С положительной точки зрения можно отметить существенное повышение культурного и образовательного уровня населения Северной Европы, т.к. обязательное изучение Библии привело к росту учебных заведений, как начальных, так и высших. Для некоторых языков была разработана письменность, чтобы получить возможность издавать на них Библию.Промульгация духовного равенства способствовала провозглашению политического равенства: мирянам были предоставлены права в управлении церковью, а гражданам – в управлении страной.Основное достижение Реформации – смена старых экономических феодальных отношений на новые - капиталистические. Отказ от дорогостоящих развлечений, в т.ч. шикарных богослужений, стремление к экономии, развитие производства способствовали накоплению капитала, который вкладывался в производство и торговлю, поэтому протестантские страны стали значительно опережать православные и католические в экономическом развитии.