Совет 1: Как составить исковое заявление о расторжении брака

Расторгнуть брак россияне могут в органах записи гражданского состояния (ЗАГСах) или в судебном порядке. Первый вариант считается «мирным», т.к. супруги разводятся по обоюдному согласию, не предъявляя взаимных претензий. Заявление о расторжении брака в суд подается, когда семейная пара воспитывает несовершеннолетних детей или не имеет единого мнения по разделу совместного имущества, или один из супругов вовсе не согласен на развод. Составление искового заявление требует соблюдения определенных юридических формальностей.
Вам понадобится
  • - копия искового заявления;
  • - оригинал свидетельства о заключении брака;
  • - копия свидетельства о рождении ребенка;
  • - квитанция об уплате государственной пошлины;
  • - справка о заработной плате супругов (при предъявлении алиментных требований);
  • - опись совместного имущества, приобретенного в браке (при предъявлении требований о разделе имущества).
Инструкция
1
Выясните подсудность вашего бракоразводного процесса, т.е. определите в какой именно судебный орган нужно подавать исковое заявление. Расторгнуть брак может районный (городской) суд или мировой судья территориального участка. К компетенции мировых судей относятся те процессы, в которых супруги достигли соглашения по вопросам содержания и воспитания детей, а также по поводу раздела совместного имущества.
2
Кроме того, существует общее территориальное правило подсудности бракоразводных дел: иск подается по месту жительства (регистрации) ответчика. Но мировой суд примет к рассмотрению заявление о разводе по месту проживания истца, если на его попечении находятся несовершеннолетние дети, или его состояние здоровья мешает поездке в другой суд.
3
Подготовьте письменное исковое заявление. Пишите разборчивым почерком без сокращений на обычной бумаге формата А4. Обычно в судах на информационных стендах можно найти образец искового заявления – воспользуйтесь им.
4
В заявлении обязательно укажите следующие сведения:- полное наименование суда или фамилию и инициалы мирового судьи и территориальный судебный участок;- фамилию, имя, отчество истца, его адрес (по прописке и фактического проживания), телефон;- фамилию, имя, отчество ответчика, его адрес (по прописке и фактического проживания), телефон;- основания и доказательства требований истца;- уточнение о причинах, по которым брак не может быть расторгнут органом ЗАГС;- перечень прилагаемых документов.
5
Начните заявление с указания даты заключения брака и срока прекращения брачных отношений, например: «14 июня 2002 года я вступила в брак с ответчиком и проживала с ним до 14 июня 2011 года». Затем укажите, где зарегистрирован брак.
6
Укажите фамилию, имена, отчества и даты рождения совместных с ответчиком несовершеннолетних детей, а также достигнуто ли согласие по вопросам места их дальнейшего проживания, материального содержания и воспитания.
7
Поясните причину, по которой вы решили расторгнуть брак. Чаще всего используется нейтральная формулировка: «Семейная жизнь не сложилась из-за несовместимости характеров». Однако вы можете указать и другую причину (несколько причин), например, неверность супруга (супруги), алкоголизм, наркомания, игромания, финансовые разногласия и т.д.
8
Укажите дату, с которой брачные отношения между супругами фактически прекратились. Уточните, ведется ли общее домашнее хозяйство и есть ли споры по имущественным вопросам.
9
После перечисленных сведений обратитесь к суду непосредственно с просьбой о расторжении брака: «На основании изложенного выше прошу суд в соответствии со статьей 21 Семейного кодекса Российской Федерации расторгнуть брак между мной и ответчиком». В конце заявление поставьте личную подпись и ее расшифровку.
10
Подготовьте документы, которые необходимо приложить к исковому заявлению. Перечень их может изменяться в зависимости от предъявляемых истцом требований. Примерный список включает:- копию искового заявления (для ответчика);- оригинал свидетельства о заключении брака;- копию свидетельства о рождении каждого общего ребенка;- квитанцию об уплате государственной пошлины;- справку о заработной плате супругов (при предъявлении алиментных требований);- опись имущества, приобретенного в браке (при предъявлении требований о разделе имущества).
11
Заявление отнесите в суд лично. С собой обязательно возьмите паспорт гражданина Российской Федерации или документ, заменяющий его.

Совет 2: Как составить заявление на расторжение брака

Расторжение брака осуществляется исключительно государственными органами. Это может быть ЗАГС (орган записи актов гражданского состояния) или суд - для случаев, прямо предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации. Порядок расторжения брака регламентирован ст. 18 СK РФ. И если процедура развода в загсе максимально проста и заполнение стандартного бланка заявления не представляет сложностей, то оформление искового заявления в суд требует соблюдения особых требований Законодательства РФ.
Инструкция
1
Начните набор текста заявления на компьютере, опираясь на предоставленный образец, с указания адресата «Мировому судье судебного участка». Напишите номер и место его расположения. Здесь, в верхнем правом углу, кроме того, сообщите фамилию, имя, отчество истца, его домашний адрес и номер контактного телефона. Аналогично заполните реквизиты ответчика. Далее, в центре листа, расположите наименование документа «Исковое заявление» и укажите тему «о расторжении брака».
2
Содержательную часть заявления откройте указанием даты вступления в законный брак с ответчиком и напишите его полные фамилию, имя и отчество. Далее сообщите срок окончания совместной жизни (месяц и год). Укажите имена и даты рождения детей, которые появились в этом браке. Опишите причины, по которым, по вашему мнению, не сложилась семейная жизнь. Сообщите суду с какого момента прекращены между вами отношения и не ведется совместное хозяйство. Укажите на невозможность дальнейшей совместной жизни, отсутствие имущественных споров, заключенное между вами соглашение по воспитанию и содержанию детей.
3
В заключительной части, сославшись на ст. 21 Семейного кодекса РФ, обратитесь к суду с просьбой расторгнуть брак, заключенный между вами и ответчиком. Напишите дату его регистрации, наименование ЗАГС и номер его актовой записи. В разделе «Приложение» перечислите все прилагаемые документы, пронумеровав их по порядку (квитанция об уплате госпошлины, копия свидетельства о браке, копия искового заявления и копия свидетельства о рождении ребенка). Теперь поставьте дату составления искового заявления и подпишите его.
Обратите внимание
Составив ваше заявление на компьютере и готовясь распечатать его на принтере, не забудьте вывести на печать дополнительный экземпляр, поскольку существует необходимость предоставления в суд и копии вашего заявления, которая будет передана ответчику.
Обратите внимание
Истец имеет право подать заявление о возвращении искового заявления о расторжении брака в любой момент до вынесения судом постановления о начале бракоразводного процесса.
Источники:
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500