Совет 1: Как рассчитать индекс физического объема

Индексы имеют большое значение в экономической теории, они выполняют функции показателей, индикаторов и указателей динамики различных процессов. В частности, индекс физического объема показывает, во сколько раз вырос или уменьшился объем товарооборота за отчетный период времени по сравнению с базисным.
Инструкция
1
Товарооборот или физический объем продаж является одним из основных показателей обращения продукции. Это не только количественный индикатор, но и качественный для любого предприятия, поскольку отражает суть экономической деятельности – динамику прибыли. Это позволяет принять решения об изменении политики предприятия в направлении улучшения конечной продукции, снижения стоимости затрат на производство, а значит, уменьшения цен.
2
Для анализа товарооборота используется индекс физического объема. Фактически он показывает отношение количества товара, проданного в отчетном периоде, к количеству товара, реализованного в базисный период. Однако простое деление одного на другое не будет отражать динамику именно продаж товара, поскольку это несоизмеримые величины по причине разнородности продукции.
3
Чтобы получить в числителе и знаменателе две величины, которые можно сравнить, необходимо использовать в качестве так называемого веса цены базисного периода. Вес индекса – это величина, которая всегда остается неизменной в отличие от индексируемой величины – количества единиц продукции.
4
Итак, формулу индекса физического объема можно записать в следующем виде:И_фо = Σ(q_1*p_0)/Σ(q_0*p_0), где:q_0 – количество товара, реализованного в базисный период;q_1 – количество товара, проданного за отчетный период;p_0 – базисная цена товара.
5
Иными словами, индекс физического объема продаж рассчитывается по совокупности произведенных видов продукции. Например, предприятие производит телевизоры и dvd-плееры, тогда индекс равен:И_фо = (q_тв_1*p_тв_0)/( q_тв_0*p_тв_0) + (q_dvd_1*p_dvd_0)/ (q_dvd_0*p_dvd_0).
6
Таким образом, индекс физического объема показывает, во сколько раз изменилась стоимость продукции из-за роста или снижения объема ее производства. Эта величина измеряется в процентах. Иногда требуется вычислить абсолютное значение этого индекса, которое выражается не в соотношении, а в разности значений числителя и знаменателя.

Совет 2: Как определить индекс физического объема

Индекс физического объема используется наряду с другими экономическими показателями для объективной оценки эффективности производственной политики предприятия. Это понятие характеризует изменение оборота продукции за отчетный период по сравнению с прошлыми.
Инструкция
1
Специалисты экономического отдела любого предприятия используют индексную систему анализа основной деятельности. Экономические индексы выступают в роли сравнительных характеристик по времени и являются относительными величинами динамики процессов, связанных с производством и реализации продукции.
2
Индекс физического объема характеризует процесс изменения величины товарооборота. В качестве временных параметров для сравнения используются данные за два периода, отчетный (текущий) и базисный. Как правило, это годовой период, реже – квартальный.
3
Отчетным периодом является временной промежуток, прошедший с момента последних расчетов до дня закрытия периода включительно. Базисный период – это интервал времени в прошлом, данные за который уже были подсчитаны и представлены в предыдущем или более ранних отчетах.
4
Чтобы определить индекс физического объема, используют данные товарооборота, а именно количество единиц продукции. Поскольку предприятия часто выпускают не одно, а несколько наименований товара, величины умножают на цены и складывают по видам продукции.
5
Формула индекса физического объема выглядит следующим образом:Iv = Σ(N1*C0)/Σ(N0*C0), где N1 и N0 – количество единиц продукции, которые были реализованы за отчетный и базисный период соответственно; c0 – цены базисного периода.
6
Цены базисного периода выступают в определении индекса физического объема в качестве характеристики, которая позволяет соотносить несоизмеримые величины. Ведь простое сравнение объемов всего товара за оба периода не даст правильного результата, т.к. продукция выпускается нескольких видов.
7
Предположим, например, что предприятие выпускает спортивный инвентарь: лыжи, коньки и санки. Тогда правильно будет определить индекс физического объема так:Iv = (Nл1*Cл0 + Nк1*Cк0 + Nс1*Cс0)/(Nл0*Cл0 + Nк0*Cк0 + Nс0*Cс0).
Видео по теме
Источники:
  • базисный период это
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500