Экскоммуникацию (отлучение) условно можно разделить на две категории: временный запрет на участие в церковных Таинствах и соборно провозглашаемое отлучение (анафема), когда человек не имеет права участвовать в Таинствах, молитвах и лишается общения с верными. Анафема может быть снята только архиереем, который обладает соответствующими полномочиями. Церковному отлучению подвергаются как простые верующие, так и служители церкви. У каждой конфессии были свои причины для экскоммуникации, но среди основных можно назвать неблаговидные проступки: воровство, блуд, прелюбодеяние, получение или дача взятки при назначении на церковную должность, нарушение церковных правил и т.п. Анафеме подвергались индивиды за апостасию и ересь. Если апостасия это полное отречение от веры самим человеком, то ересью называется частичное неприятие индивидом догматов Церкви или же иная трактовка им религиозного учения. Но в любом случае это всегда считалось грехом. В России отречение от веры приравнивалось к религиозному посягательству и каралось лишением свободы (каторга, тюрьма или ссылка). Так же анафематствованию подвергались изменники Отечества. Например, Степан Разин, Емельян Пугачев, гетман Мазепа и др. Так как светская власть стояла на защите не только империи, но и самой Церкви, поэтому любое преступление против государства приравнивалось к антицерковным действиям, и было наказуемо церковным осуждением через соборное анафематствование.Если Русская Православная Церковь не занималась насильственным искоренением ереси, то Католическая Церковь в Средние века прославилась сжиганием еретиков на кострах. В Европе такому наказанию подвергались люди, поставившие по сомнения правильность религиозного учения (в случае с Джордано Бруно) или обвиненные в колдовстве. Стоит заметить, в те времена любой человек, по анонимному доносу, мог предстать перед судом священной инквизиции и быть приговоренным к смертной казни через повешение или сожжение на костре.Но любой раскаивающийся грешник всегда имел право на отпущение грехов и возможность вернуться в лоно Церкви. Ведь согрешивший подвергается отлучению от церкви не за сам грех как таковой, а за нежелание каяться и исправляться.