Совет 1: Как определить размер компенсации морального вреда

Определение размера компенсации морального вреда является самой неоднозначной проблемой в судебной практике. Дело в том, что в законодательстве нет четкой привязки к цифрам, а суды принимают решения по свободному усмотрению, учитывая различные обстоятельства и факторы.
Инструкция
1
Определите степень вины нарушителя. В гражданском праве вина является условием, а не мерой ответственности. При этом при определении размера моральной компенсации суд учитывает отношение ответчика к совершенным им действиям, принесшим вред. Стоит отметить, что согласно ст.1100 Гражданского кодекса РФ данный момент не принимается во внимание, если вред был причинен: здоровью или жизни источником повышенной опасности; в результате незаконного привлечения к уголовной отнесенности; распространением сведений, которые порочат достоинство, честь или деловую репутацию заявителя.
2
Учтите степень физических и нравственных страданий, которые связаны с индивидуальными особенностями лица, пострадавшего от причинения вреда. Физические страдания разделяют на: боль, тошноту, удушье, головокружение и прочие болезненные ощущения. Под нравственными страданиями понимается: горе, страх, унижение, стыд, беспокойство и прочие негативные эмоции. При этом учитываются индивидуальные особенности потерпевшего. К примеру, если женщину укусит собака, то размер компенсации, скорее всего, ей будет начислен больше, нежели мужчине, который более стоек к подобным происшествиям.
3
Руководствуйтесь требованиями разумности и справедливости, которые регулируются ст. 1101 ГК РФ. Под этим подразумевается, что размер компенсации морального вреда должен соответствовать глубине страданий, т.е. чем она больше, тем больше будет и выплата. Однако практика показывает, что при аналогичных нарушениях не всегда присуждается одинаковая компенсация.
4
Проанализируйте вышеперечисленные факторы и определите размер компенсации морального вреда, который соответствует вашей ситуации. При этом помните, что вы вряд ли получите требуемую сумму, поскольку суд принимает решение на основании всех факторов и имеющихся доказательств.

Совет 2: Как определить размер морального вреда

Моральный вред – это физические или нравственные страдания, которые были причинены гражданину действиями, посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага либо нарушающими личные неимущественные права.
Одной из форм морального вреда выступают переживания связанные с болезнью, возникшей в результате нравственных страданий по поводу нарушения прав.
Инструкция
1
Законодательство Российской Федерации, а именно ст. 151 Гражданского Кодекса определяет понятие "морального вреда" как "физические и нравственные страдания". Это означает, что действия лица, причинившего вред, обязательно должны негативным образом отразиться в сознании потерпевшего. Это может быть как различные психические реакции организма(физические страдания) либо переживания (нравственные страдания). Выражением переживаний будут проявления таких состояний как стыд, страх, унижение и связанные с ними эмоциональные проявления.
2
Требования о компенсации морального вреда обычно подаются в суд совместно с основным иском (о возмещении материального вреда, причиненного преступлением или иными противоправными действиями). При подаче подобного рода заявления необходимо как можно понятнее описать существо ваших требований, а также указать причины, по которым вы на нее претендуете. Не забывайте, что иск всегда должен быть подкреплен соответствующими доказательствами. В нашем случае это могут быть показания свидетелей, медицинское заключение о состоянии здоровья и т.д. в зависимости от ситуации.
3
Требования о возмещении морального вреда подлежат рассмотрению только в судебном порядке (хотя возможны и мирные соглашения между сторонами без проведения судебного разбирательства, но это редкость).

Важным вопросом здесь выступает определение его размера (денежное выражение). Здесь следует сказать о том, что оценка одних и тех же событий разными людьми неодинакова. Отсюда и определение размера морального вреда строго субъективно.
4
Следуя вышесказанному, сумма компенсации морального вреда определяется исключительно судом. В идеале в исковом заявлении конкретная сумма не должна быть указана, а высказана лишь просьба к суду об ее определении. Однако на практике желаемая сумма компенсации чаще всего указывается в иске. Суд при определении размера морального вреда выясняет позицию истца по данному вопросу, всесторонне (по своему внутреннему убеждению) оценивает сложившуюся ситуацию, после чего принимает решение. В большинстве случаев суммы компенсации гораздо меньше, чем они изначально заявлены.
Видео по теме
Обратите внимание
Важно знать, что компенсация морального вреда применима только в отношении конкретного человека (физического лица), а не компании (юридического лица). Позиция законодателя состоит в том, что компания в целом лицо неодушевленное и поэтому причинить ему физические и нравственные страдания невозможно.
Совет полезен?
Требования о возмещении морального вреда не имеют срока исковой давности, следовательно, в любой момент времени можно обратиться в суд с подобного рода заявлением и оно будет рассмотрено.
Источники:
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500