Совет 1: Как рассчитать фондоемкость

Проанализировать эффективность использования основных средств в производственной деятельности предприятия можно, рассчитав определенные показатели. Среди прочих рассчитывается фондоемкость основных средств. Коэффициент характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1 рубль стоимости выпускаемой продукции.
Вам понадобится
  • - бухгалтерский баланс предприятия за анализируемый период;
  • - отчет о прибылях и убытках за этот же период.
Инструкция
1
Вычислите среднегодовую стоимость основных средств следующим образом. В бухгалтерском балансе найдите стоимость основных средств на начало и на конец года (строка 120), сложите эти две цифры и поделите полученную сумму на 2. Если вы рассчитываете плановую фондоемкость, то для расчета используйте данные бизнес-плана предприятия или программу деятельности.
2
Определите стоимость продукции, произведенной за год. Для расчета фондоемкости можно использовать данные о годовой выручке предприятия из отчета о прибылях и убытках за анализируемый период. Стоимость планируемого объема продукции найдите в бизнес-плане или производственной программе предприятия.
3
Рассчитайте фондоемкость основных средств за анализируемый период, применив следующую формулу: Фе=Со/В, где Со-среднегодовая стоимость основных средств, В - стоимость готовой продукции, произведенной за год. Поделите среднегодовую стоимость основных средств на объем продукции в стоимостном выражении. Полученная цифра является показателем фондоемкости основных средств предприятия.
4
Рассчитайте по этой же формуле планируемую фондоемкость, используя данные бизнес-плана. Определите плановые и фактические показатели за аналогичный период прошлого года. Проанализируйте полученные результаты.

Совет 2: Как определить фондоемкость

Эффективность использования основных фондов предприятия характеризуется несколькими показателями. Одним из таких показателей является фондоемкость. Она отражает, сколько основных производственных фондов приходится на 1 рубль произведенной продукции.
Инструкция
1
Фондоемкость основных промышленно-производственных фондов определяется как отношение среднегодовой стоимости основных фондов, участвующих в производственном процессе, к объему выпущенной продукции в стоимостном выражении. Если данный показатель на предприятии снижается, это означает экономию труда.
2
Показатель фондоемкости позволяет определить, сколько средств нужно вложить в основные производственные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции. Если основные фонды используются на предприятии более эффективно, то данный показатель уменьшается.
3
Показатель, обратный фондоемкости, - фондоотдача. Он характеризует объем продукции, который получает организация с каждого рубля основных фондов. Фондоотдача служит для определения экономической эффективности имеющихся на предприятии производственных фондов.
4
При анализе фондоотдачи из всех производственных фондов выделяют активную их часть (рабочие машины и оборудование). Чтобы определить влияние структуры основных фондов на эффективность их использования, необходимо сопоставить темпы роста и проценты выполнения плана по фондоотдаче в расчете на 1 рубль стоимости производственных фондов и на 1 рубль стоимости активной их части. Второй показатель при этом должен возрастать, при условии, что удельный вес активной части основных фондов увеличивается.
5
Повышение уровня эффективности использования основных промышленно-производственных фондов позволяет увеличить объем выпуска продукции без дополнительных финансовых вложений в основные средства и в более короткие сроки. Если фондоотдача увеличивается, а фондоемкость, соответственно, снижается, это говорит об ускорении темпов производства, уменьшении затрат на воспроизводство новых фондов, а значит, снижении издержек производства.
Обратите внимание
Если фондоемкость имеет тенденцию к уменьшению, то это означает, что основные средства предприятия используются в производстве более экономно.
Полезный совет
Можно рассчитать показатели фондоемкости по каждому виду основного средства (или группе основных средств), если возможно определить годовой объем продукции в стоимостном выражении, произведенный с использованием этого основного средства (или их группы).
Источники:
  • Экономика предприятия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500