Причины задержки речи у ребенка две: первая – отсутствие благоприятных социальных условий воспитания и педагогические ошибки. Вторая не зависит от взрослых, а кроется в недоразвитости неврологической или сенсомоторной базы речи ребенка.В первом случае ребенок не владеет речью на необходимом уровне оттого, что ему не было уделено достаточно внимания. Ребенок почти не слышал, как говорят взрослые, от него не требовалось выполнения навыков соответствующих его возрасту. Но так же гиперопека может вызвать задержку речи. Если все желания ребенка угадываются заранее, то у него нет необходимости разговаривать. Вторая причина, не зависящая от методов воспитания, могла возникнуть еще до рождения ребенка, например, гипоксия плода во время беременности матери или же внутриутробное инфекционное заболевание. К возможным причинам относятся и родовая травма, тяжелые болезни, переливание крови, хирургические операции у ребенка до года, проблемы со слухом и другие. В каких случаях можно поставить ребенку диагноз задержки развития речи? Если ребенок отказывается повторять слова и выражения за взрослыми, не реагирует на просьбу повторить фразу, не выполняет простые команды «дай кубик», «сходи на кухню», «принеси куклу». Не обращается к взрослым за помощью, а предпочитает все делать самостоятельно. Не старается объяснить взрослым свои желания и мысли. При общении не делает разницы между членами семьи и незнакомыми людьми. Чтобы разговорить молчуна, можно потратить годы. И без помощи логопеда не обойтись. Но есть несколько не сложных правил, которые должны выполнять родители ребенка, у которого наблюдает задержка развития речи. Решайте проблему нужно начать как можно раньше, не откладывая. Если начать корректирующую программу с двух до пяти лет, то есть все шансы, что к школе ребенок заговорит соответственно возрасту. После шести лет ребенку помочь будет очень сложно. А отсутствие речи в таком возрасте несет за собой серьезные проблемы и большие трудности в школе. Нельзя давить не ребенка и упорно требовать от него, чтобы он произнес какое-то слово. Давление негативно отражается на подвижной детской психике, и в результате ребенок еще больше замыкается в себе. Делайте акцент на тех звуках, которые хорошо получаются у ребенка. Стараться как можно чаще в общении повторять именно те слова, которые он умеет произносить. Уделять много внимания мелкой моторике – это пальчиковая гимнастика, лепка из глины и пластилина, игры с бусинами, пуговицами и в конструктор. Самое главное - быть как можно ближе к ребенку. Для занятий выбирать часы, когда ребенок спокоен, а у родителей нет никаких неотложных дел. Проследить за тем, чтобы никто не мешал, а обстановка вызывала у ребенка чувство защищенности. Если ваш ребенок не разговаривает, не стоит паниковать, при правильном подходе есть все шансы, что проблема навсегда останется в раннем детстве.