Вам понадобится
  • - фортепиано или другой клавишный инструмент;
  • - ноты.
Инструкция
1
Первая публикация сонаты датирована 1802 г. Музыковеды традиционно видят в произведении личную трагедию музыканта: графиня явно отдавала предпочтение другому композитору, за которого впоследствии вышла замуж. Эмоциональная окраска сонаты — гнев, страдание, боль. Любовное настроение почти не отражается.
2
Произведение, хотя и имеет определенную жанровую принадлежность, выходит за рамки традиционной сонатной формы. Подзаголовок сонаты: “quasi una fantasia” (с итальянского «вроде фантазии, как фантазия») – подчеркивает, что произведение граничит с другими жанрами.
3
Самая известная часть сонаты – Adagio Sostenuto (печально, сдержанно). Аккомпанемент состоит из разложенного арпеджиато в триолях, мелодия изложена крупными длительностями, близкими к речитативу. Музыка медленная, унылого настроение. Бас в этой части изложен октавами и полутоновыми ходами хоральных аккордов и местами дублирует мелодию.
4
Вторая часть — Allegretto (умеренно быстро) — написана в тональности ре-бемоль мажор (тоника энгармонически равна основной тональности). Ф. Лист сравнил эту часть с «цветком между двумя пропастями»; традиционная музыковедческая школа видит в этой части саму графиню, грациозную, легкую.
5
Третья часть — Presto agitato (быстро, возбужденно) — оканчивается внезапным adagio (темп гораздо более медленный, чем престо) и piano. Создается впечатление, что лирический герой сонаты смирился с неизбежным и принял свою судьбу, свое поражение.
6
Как правило, под «Лунной» сонатой подразумевают именно первую часть, самую известную тему. Остальные темы, хотя тоже достойны внимания, пребывают в тени. Скачать ноты «Лунной сонаты» можно по ссылке, приведенной ниже.
7
При разучивании не стремитесь сразу сыграть сонату от первой до последней страницы. Разбирайте ее частями, отдельно каждой рукой. Предварительно просмотрите ноты, чтобы определить границы внутренних частей. Выучивайте сначала каждую из них отдельно правой и левой рукой, затем соединяйте.
8
Хотя соната написана в умеренном темпе, поначалу играйте ее еще медленнее. Задача первого этапа – распределить внимание, чтобы все ноты были нажаты вовремя и имели соответствующие длительности.
9
Разучивая сонату, держите под рукой карандаш. Отмечайте свои ошибки, прописывайте аппликатуру. Пометки, сделанные во время печати нот, подходят большинству музыкантов, но не универсальны: если у вас рука нестандартного размера (слишком большая или слишком маленькая), детали придется менять. Но играйте постоянно одними и теми же пальцами, чтобы быстрее запомнить.