Фирма – это организация, которая является чьей-то собственностью. Располагается она по определенному адресу, имеет счет в банке, наделена правами заключать договора, а также может выступать в суде как в качестве истца, так и ответчика. Известно, что сам механизм рыночной координации имеет целый ряд неоспоримых достоинств и с точки зрения всего общества, и с точки зрения отдельного потребителя. По каким же причинам экономика не существует как «сплошной» рынок, где каждый мог бы быть самостоятельной мини-фирмой? Экономические агенты на рынке равноправны, а распределение власти внутри фирмы происходит неравномерно; поведение всех участников на рынке определяется ценовыми сигналами, когда как внутри фирмы действуют сигналы-команды; внутри фирмы регулятором служит сознательное планирование, а на рынке – конкуренция. Из этих примеров видно, что в рамках фирмы так сказать «видимая рука» не что иное как управление и административный контроль. Объяснить внутреннее строение и необходимость существование фирм поможет понятие так называемых «трансакционных затрат». В свое время Р. Коуз смог доказать, что рыночный механизм обществу обходится не бесплатно, и подчас требует довольно внушительных затрат. Вот они то и называются трансакционными, и возникают они в процессе налаживания отношений между агентами рынка. Представьте экономику как однородный, сплошной рынок, на котором действуют лишь физические лица, то есть индивидуальные агенты. Такая модель рынка влечет за собой большое количество трансакционных затрат по одной простой причине, а именно бессчетное множество микросделок. Как бы ни было сильно развито разделение труда, любое продвижение продукта, даже самое минимальное, от одного товаропроизводителя к другому сопровождается измерениями количества и качества, переговорами о его стоимости, мерами юридической защиты сторон и тому подобное. Только задумайтесь, какие трансакционные затраты были бы при такой модели рынка. Да просто колоссальные, и в результате отказ от участия в рыночном обмене стал бы единственно правильным вариантом. Трансакционные затраты являются причиной того, что приходится постоянно искать какие-то технические и организационные средства, которые позволят сократить эти самые затраты. И вот фирма, как раз, является таким способом. Ее смысл сводится к тому, чтобы подавить ценовой механизм и заменить его системой административного контроля. В рамках фирмы значительно сокращаются затраты поиска, необходимость постоянного перезаключения контрактов исчезает, а экономические отношения становятся устойчивыми. Иными словами, в том мире, где нет трансакционных затрат, фирмы не нужны. И на данный момент такая модель рынка не существует.