Вам понадобится
  • Учебник сольфеджио за первый класс;
  • Фортепиано или синтезатор.
Инструкция
1
Анализ нотного текста лучше всего начать не с самих нот, а со знака, стоящего в начале каждого нотного стана (строка с пятью линейками). Это ключ. Самые популярные ключи – это скрипичный (начинает рисоваться от спирали вокруг второй снизу линейки) и басовый (похож на закрывающую скобку, справа нарисованы две точки).

Скрипичный ключ показывает положение ноты «соль» первой октавы – вторая линейка снизу (прямо на линейке, как бусина на нитке). На фортепиано или синтезаторе эта нота находится примерно посередине клавиатуры. Найдите три соседствующие черные клавиши, между левой и средней находится белая. Это и есть нота «соль».

Басовый ключ указывает положение ноты «фа» малой октавы. Найдите три черных клавиши левее первой октавы (левее положения соль первой октавы). Слева от тройки белая клавиша – это и есть «фа».
2
Найдите в учебнике гамму до-мажор (в начале строки должен стоять скрипичный ключ). Она начинается с ноты на первой добавочной (снизу) линейке, то есть с ноты «до». На клавиатуре это белая клавиша слева от двух черных, точно посередине инструмента. Сыграйте ее.
Нота «ре» находится под первой линейкой нотоносца. На клавиатуре это следующая белая клавиша.

Далее в записи ноты идут подряд: на линейке, между линейками. На клавиатуре гамма состоит из идущих подряд белых клавиш. Сыграйте правой рукой всю гамму вверх от «до» первой октавы до «до» второй, называя про себя (а лучше пропевая) каждую ноту. Затем обратно.
Как понять ноты
3
Нота «до» малой октавы в басовом ключе будет находиться между второй и третьей линейками. Ре – на третьей линейке, далее подряд. Малая октава находится чуть левее первой, «до» - слева от двух черных клавиш. Сыграйте гамму левой рукой с названиями нот, сначала вверх, потом вниз.
4
Как правило, после ключа на нотоносце пишется простая дробь: три четверти, четыре четверти, другие. Числитель такой дроби означает количество долей в такте, а знаменатель – длительность (временную протяженность) каждой доли. Как только такт заполнится нужным количеством долей, ставится тактовая черта – вертикальная линия.
5
Там же могут располагаться знаки альтерации. Первый – диез – похож на знак «решетка» на мобильном телефоне. Он означает повышение звука на полтона (скажем, «фа» находится слева от трех черных клавиш, а «фа-диез» - самая левая из трех черных клавиш). Бемоль похож на латинскую “b” и означает понижение на полтона. Бекар похож на четырехугольник с выступающими вверх и вниз сторонами и означает отмену диеза или бемоля.